Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин наградил Лаврова орденом Святого апостола Андрея Первозванного
Общество
Мошенники стали использовать имена российских звезд для обмана россиян
Мир
«Коалиция желающих» отказалась от идеи разместить сухопутные войска на Украине
Армия
Разведчики Южной группировки войск поразили три пункта управления украинских БПЛА
Мир
Bild узнала о возможности передачи «Северного потока – 2» США для поставок газа в ФРГ
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и преимущественно без осадков в Москве 21 марта
Общество
ФСБ задержала организаторов нарколабораторий во Владимирской и Смоленской областях
Общество
Путину доверяют 83% опрошенных россиян
Мир
Трамп пообещал до 20 лет тюрьмы участникам саботажей против Tesla
Общество
В Люберцах шесть человек задержали за незаконную организацию азартных игр
Мир
Потерпевшими от нападения ВСУ на Курскую область признаны 43 тыс. человек
Мир
Лидеры ЕС нашли способ противодействовать Орбану и его блокировке помощи Киеву
Политика
Путин поздравил с Наврузом ряд лидеров стран СНГ и Ирана
Мир
NYT сообщила о планах Пентагона открыть Маску планы США на случай войны с Китаем
Мир
Трамп поручил составить список земель с месторождениями полезных ископаемых
Общество
В 11 регионах РФ из-за паводка затопило 107 домов и 310 приусадебных участков
Общество
Замглавы подмосковной Дубны обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями

В Зальцбурге состоялась дуэль лучших оркестров мира

Берлинские филармоники переиграли коллег из Вены
0
В Зальцбурге состоялась дуэль лучших оркестров мира
Фото: © Wolfgang Lienbacher/salzburgerfestspiele.at
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Главный фестиваль классической музыки близится к финалу и работает практически в круглосуточном режиме. В программе каждого дня здесь теснится столько звездных имен, сколько хватило бы на целый филармонический сезон в приличной европейской столице.

В минувшие выходные дождливый Зальцбург сравнивал мастерство двух культовых оркестров, которые в любых рейтингах неизменно стоят в тройке лучших в мире ― Венского и Берлинского филармонических.

Венские филармоники ― вероятно, из соображений патриотизма — назначены резидентами Зальцбурга и каждый год трудятся здесь почти всё лето на правах хозяев. Известный своим вольным характером, этот мужской коллектив изо дня в день демонстративно меняет дирижеров как перчатки. После мастеров в расцвете лет ― Валерия Гергиева, Мариса Янсонса, Риккардо Мути ― пришел черед знаменитого старца европейской симфонической культуры ― 83-летнего нидерландца Бернарда Хайтинка.

Увы, он не смог «завести» венцев на то, чтобы прожить Девятую симфонию Брукнера по-настоящему. Крайние части оказались слишком тяжелыми глыбами — их Хайтинк показал, но не попытался сдвинуть. Безупречным вышло лишь дьявольское скерцо: звание лучшего оркестра, играющего в размере «три четверти», у Венского филармонического уж точно никто не отнимет.

Берлинские филармоники, приехавшие со своим шефом Саймоном Рэттлом, в очередной раз доказали, что в оркестровой жизни авторитаризм всегда эффективнее, чем демократия. В отличие от венцев, не признающих институт главного дирижера, они хранят верность своему сэру, избранному лидером 10 лет назад. И играют ощутимо лучше: под их руками любые партитуры дышат и движутся, а музыкальная форма предстает цельной и осязаемой.

Именно так было со Вторым фортепианным концертом Брамса, в котором солировал наш бывший соотечественник Ефим Бронфман. Если вспомнить, что истоки концертного жанра ― в идее соревнования между оркестром и солистом, то здесь оркестр явно вышел победителем. Тщательно выверенная красота оркестрового звука имела неоспоримое преимущество над утопающими в педали пассажами бронфмановского рояля. Финальные точки каждой из четырех частей оказались смазаны: пианист неизменно приходил к финишу на секунду раньше оркестра, и со временем это начало вызывать улыбки в зале.

Не очень ярко на фоне оркестра выглядел и Мюррей Перайя, игравший с Венскими филармониками Четвертый концерт Бетховена. Топ-оркестры, знающие себе цену, вообще склонны к некоторому снобизму. Когда в священном зальцбургском зале раздавалось соло мобильника, скрипачи гневно сверкали глазами в публику. Забавно было видеть, как рядом с гордо стоящими филармониками пианисты с мировой известностью скромно кланялись и не позволяли себе сыграть бис, дабы не задерживать оркестр. Рабская жизнь и творческая неволя оркестрантов, воспетые Феллини в его «Репетиции», остались в прошлом. Теперь это уважаемые и уважающие себя артели высокооплачиваемых мастеров, которые в общении с солистами едва ли склонны преувеличивать «роль личности в истории».

Но и они не всесильны: блестяще и ювелирно сыгранная берлинцами Третья симфония Лютославского не имела ни малейшего успеха. Причина ― в музыке, которую польский классик ХХ века, надо признать, писал явно не в расчете на любовь многотысячных залов. Знаменитая зальцбургская аристократическая тусовка, сверкающая самыми дорогими бриллиантами, в вопросах артистической утонченности оказалась ничуть не более продвинутой, чем любая другая публика. Сэр Саймон Рэттл довел ситуацию до чистого фарса, когда, среагировав на жидковатые аплодисменты и увидев, как дамы в ожерельях потянулись к выходу, решил сыграть на бис один из «Славянских танцев» Дворжака. Надо ли добавлять, что двухминутная пьеса была вознаграждена взрывом оваций.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир