Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ставки утилизационного сбора не понравились Минтрансу и Минэкономразвития

В ведомствах опасаются роста инфляции и падения конкурентоспособности отечественных перевозчиков
0
Ставки утилизационного сбора не понравились Минтрансу и Минэкономразвития
Фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Проект постановления об утилизационном сборе, разработанный Минпромторгом, вызвал резкие замечания заинтересованных ведомств: Минтранс, Минэкономразвития и Федеральную таможенную службу (ФТС) не устраивают размеры базовых ставок и коэффициентов для расчета утилизационного сбора.

Как отмечают в Минтрансе, в документе не приведены финансово-экономические расчеты, которые обуславливали бы введение именно таких базовых ставок и коэффициентов для расчета размера утилизационного сбора.

Сколько заплатят производители

По расчетам Минпромторга, на легковые машины массой до 3,5 т с объемом двигателя не более 1 л сбор будет таким же, как для авто с электродвигателями. На новую сбор составит 17,2 тыс. рублей, за старую придется заплатить около 106 тыс. рублей. Новые авто, оснащенные двигателями не более 3 л, были оценены в 51 тыс. рублей, старые — чуть более 300 тыс. рублей. Двигатели свыше 3,5 л обойдутся в 110 тыс. (новая), на старую машину стоимость будет увеличена до 700,2 тыс. рублей.

Для машин, ввозимых физлицами, будет действовать отдельный тариф. За новое авто придется заплатить 3 тыс. рублей, а за старую — порядка 5 тыс. рублей.

На новые грузовики ставки варьируются от 75 тыс. до 450 тыс. рублей, тогда как за старые транспортные средства этой категории ставки достигают почти 1,8 млн рублей. Дороже обойдутся автобетоносмесители. Утилизационный сбор составит почти 2 млн.

За новые автобусы объемом двигателя не более 2,5 л чиновники хотят назначить цену 90 тыс. и 150 тыс. рублей — за старые. За более мощные модели с объемом двигателя свыше 5 л ставка составит около 240 тыс. и 660 тыс. рублей за старый автобус.

Согласно заключениям министерства, если ставки и коэффициенты окажутся необоснованно завышенными, это может привести к ряду негативных последствий: повышению стоимости перевозок, снижению объема перевозимых грузов российскими транспортными компаниями, ухудшению их возможностей по обновлению парка движимого состава, уходу с рынка малых и средних предприятий, потере рабочих мест, повышению транспортной составляющей в стоимости грузов, росту инфляции, а также к существенному снижению конкурентоспособности российских автоперевозчиков на рынке международных перевозок.

Кроме того, Минтранс предлагает выделить отдельной позицией и установить минимальный коэффициент для автомобилей, ввезенных в Россию в период с марта 2003-го по июнь 2010 года, а также для новых автомобилей экологического класса 4 и выше, впервые ввозимых и выпускаемых в обращение в России.

Приведенные в проекте размеры ставок и коэффициентов не нравились также Минэкономразвития и ФТС. В ходе межведомственного согласования были учтены замечания ФТС, согласно которым принятие ставок утилизационных сборов в размерах, установленных законопроектом, создаст неравные условия для ввоза транспортных средств в государствах — членах Таможенного союза (ТС). Например, обращала внимание ФТС на автобусы длиной более 11,5 м — во всех государствах — членах ТС будет действовать нулевая ставка, а в России с них предлагается взимать еще и утилизационный сбор в 637,5 тыс. рублей за единицу.

На новые автокраны во всех государствах — членах ТС будет действовать ставка в 10%, а в России размер утилизационного сбора составит 555 тыс. рублей за единицу товара. ФТС и Минэкономразвития говорят о том, что общая сумма таможенных платежей в совокупности с утилизационными сборами, взимаемая с автомобилей в России, может быть выше, чем аналогичные платежи на территориях Белоруссии и Казахстана. Это может привести к увеличению объемов ввоза автомобилей на территорию России через указанные республики, а следовательно, к потерям федерального бюджета за счет недоплаты НДС и других налогов при импорте автомобилей.

Как считают в Минэкономразвития, размеры коэффициентов утилизационного сбора требуют дополнительной проработки, в том числе в связи с установлением комбинированных ставок на отдельные виды транспортных средств, а также введением отдельных категорий (например, легковые автомобили с электродвигателями, также ввозимые физлицами для личного пользования).

В Министерстве финансов также считают, что проект постановления требует доработки. В частности, Минфину не нравится, что МВД наделяется дополнительными полномочиями — законопроектом предполагается, что ведомство формирует и ведет реестр транспортных средств, в отношении которых принято обязательство по обеспечению безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. Эти новые функции силового ведомства приведут к увеличению численности его служащих, а следовательно, к увеличению расходов на их содержание, а также к дополнительным расходам на ведение самого реестра. Также Минфин против дополнительных расходов на Росприроднадзор, которые служба понесет, если займется размещением на своем сайте информации о местонахождении пунктов приема автотранспортных средств, подлежащих утилизации.

Машины подорожают

По мнению аналитиков, в данных расчетах прослеживается очевидная логика, связанная с ограничением ввоза в РФ автомобилей с пробегом.

— Стоимость утилизации автомобиля не зависит от его возраста. Мы же видим, что ставка утилизационного сбора на 6–7-летний автомобиль в несколько раз выше, чем на новый. Налицо очередной вариант «заградительных» платежей, — говорит эксперт «Финама» Алексей Захаров.

Кроме того, по словам Захарова, появление в России утилизационного сбора является реакцией российских чиновников на вступление России в ВТО.

— Давно предполагалось, что должны появиться новые сборы, которые «не являются таможенными». Чиновникам важно в условиях ВТО сохранить рычаги влияния на импортеров. Вот эти рычаги и появились, но как они скажутся на конечных покупателях, пока непонятно. Решение о применении ставки утилизационного сбора в законе прописано «расплывчато». Плюс наверняка в ближайшее время появятся «подзаконные акты», позволяющие менять ставки «произвольно», — говорит эксперт «Финама».

Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк указывает на то, что в Европе утилизационный сбор уплачивается при покупке машины в автосалоне.

— Сбор за легковую машину может составлять от €100 до €200, — отмечает аналитик.

При этом он говорит, что для российского автопрома это спасительная мера в рамках вступления в ВТО, так как ставки снижаются, в особенности на подержанные автомобили.

— Что касается адекватности, то тут может получиться такая вещь, что на недорогую, но мощную машину будет взиматься огромный сбор, что сделает ее неконкурентоспособной. В целом я вижу две цели утилизационного сбора: спасти «АвтоВАЗ» и защитить КамАЗ, и при таких тарифах, скорее всего, этих целей удастся достичь. Что касается Минтранса, то ему невыгодны высокие цены на автомобили, поэтому он хочет их снизить, — сказал Шенк.

Комментарии
Прямой эфир