Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Происшествия
В Невском районе Санкт-Петербурга перевернулась бетономешалка
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

«Солдаты» завоевали Зальцбург

Оперу ХХ века в постановке режиссера Алвиса Херманиса посвятили группе Pussy Riot
0
«Солдаты» завоевали Зальцбург
Фото: Ruth Walz
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Опера Бернда Алоиза Циммермана (1918–1970) «Солдаты» — не самый частый гость на европейских подмостках. Уже ее премьера сопровождалась скандалом. В конце 1950-х оперу немецкому композитору заказал театр Кельна. Но когда появилась партитура, ее решили не ставить, сочтя сложной во всех отношениях.

Автор потратил несколько лет жизни и много сил, чтобы премьера состоялась: она прошла в 1965 году. Борьба сказалась на психологическом состоянии Циммермана и привела его к депрессии, закончившейся самоубийством.

В основе либретто — пьеса немецкого классика периода «Бури и натиска» Якоба Михаэля Райнгольда Ленца, яркое антивоенное произведение, возникшее задолго до другого антимилитаристского шедевра — «Воццека» Бюхнера. У Ленца героем становится не солдат, а девушка из бюргерской семьи. В результате странной любовной интриги Мари (ее блестяще поет американка Лора Айкин) неожиданно для себя превращается в то, что на фельдфебельском языке называется «солдатской девкой».

Режиссер Алвис Херманис перенес действие в начало ХХ столетия. Солдатские нары находятся на заднем плане, за огромными стеклами, на которые проецируются порнографические фотографии конца XIX века. Неохватное пространство бывшей школы верховой езды, где играют оперу (это самый эффектный и одновременно самый сложный для постановщика зал зальцбургского фестиваля), позволило совместить казармы с лошадиными стойлами. Живых лошадей на сцене семь, конюхам в финале аплодируют как актерам. Но не они в итоге определяют успех «Солдат».

Мецмахер дирижирует огромным оркестром так, словно это камерный коллектив, а не музыкальная армада в виде венского филармонического, дополненного двумя группами ударных и джазовым ансамблем. Такой оркестр в обычном театре негде разместить физически, поэтому «Солдат» часто играют с добавлением звукозаписи к живому звуку. Но и в школе верховой езды потребовалось построить два огромных подиума по бокам зала (Мецмахеру помогает второй дирижер, специально для работы с певцами), а часть оркестра играла из-под колосников.

Впечатляет и постановка Херманиса, хорошо знакомого москвичам по гастролям Нового рижского театра. Когда-то он выиграл в Зальцбурге конкурс молодых режиссеров, затем его спектакли приглашали на гастроли в рамках фестиваля. Но впервые он ставит здесь по заказу, да еще оперу, которой раньше никогда не занимался.

Результат превзошел ожидания лишь тех, кто не видел спектаклей Херманиса. Певцы стали у него полноценными драматическими актерами. Не только потому, что они то кувыркаются на кровати, то бегают как дети. Солисты будто играют самих себя, настолько гармонично они смотрятся — словачка Габриэла Беначкова, польский бас-баритон Томаш Конечны, немецкий тенор Маттиас Клинк.

Как сказал Херманис «Известиям», предложения поставить оперу поступали и раньше, но он всегда отказывался. И только Мецмахер, увидевший четыре года назад его «Семью» в венском Бургтеатре, смог его убедить заняться оперой.

Дебют в Зальцбурге прошел успешно: филигранная работа с мизансценами, умение выстроить драматургию и при этом поразительное чувство музыки сразу сделали Херманиса топ-фигурой в мировой оперной режиссуре. Уже известен адрес его следующей оперы: в будущем году он поставит «Енуфу» Яначека в брюссельском театре Ля Моннэ.

Хочется верить, что его соавтором там вновь станет петербургский художник по свету Глеб Фильштинский, уже работавший с Херманисом над «Платоновым» в Вене, а сейчас оформлявший «Солдат».

Инго Мецмахер, хорошо знакомый москвичам как филармонический дирижер, в декабре этого года выступит в Москве с Российским национальным оркестром. Что же до работы Херманиса в России (для труппы Евгения Миронова он в свое время поставил популярный у публики спектакль «Рассказы Шукшина»), то сегодня, по его собственным словам, он не видит для себя перспектив.

Представления «Солдат», идущих, как это принято в Европе, с субтитрами на немецком и английском языках, завершаются двуязычным призывом: «Свободу Pussy Riot!». Он появляется над сценой уже после финальных поклонов. О желании посвятить спектакль панк-группе режиссер говорил и на пресс-конференции накануне премьеры. И хотя Зальцбург обычно сторонится политики, свое желание Херманис осуществил.

Комментарии
Прямой эфир