Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Деньги на космос поделят Минпромторг с Минрегионом

После преобразования Федерального космического агентства в госкорпорацию оно может лишиться функции заказчика федеральных целевых программ
0
Деньги на космос поделят Минпромторг с Минрегионом
Фото: РИА НОВОСТИ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В случае преобразования Роскосмоса и его предприятий в госкорпорацию по типу «Росатома» функции госзаказчика по ряду федеральных целевых программ (ФЦП) перейдут Минпромторгу или Минрегиону, предположил высокопоставленный источник в Роскосмосе.

На сегодняшний день Роскосмос выступает в роли госзаказчика по трем ФЦП: собственно Федеральной космической программе (на ее основе формируется госзаказ на создание и использование космической техники), «Развитие, поддержание и использование системы ГЛОНАСС» и «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома Восточный».

Деньги, выделяемые бюджетом в рамках этих программ, Роскосмос разыгрывает на тендерах. Торги часто носят формальный характер — например, когда объявляется конкурс на поставку ракет «Протон», «Союз» или спутников «Глонасс», которые эти ракеты будут доставлять нас орбиту. Победители этих тендеров известны заранее, поскольку ракеты семейства «Протон», к примеру, делает одно предприятие, аналогично и спутники для ГЛОНАСС выпускаются одним производителем. В таких случаях заранее известны не только победитель тендера, но и цена контракта. К примеру, в тексте ФЦП по ГЛОНАСС четко прописаны цены на все заказываемые для навигационной системы компоненты вплоть до 2020 года. Так, носитель «Протон-М», оцениваемый в 2010 году в 1,31 млрд рублей, за 10 лет подорожает до 2,12 млрд рублей.

Конкурсы в таких случаях не более чем ритуал, в ходе которого Роскосмос распределяет деньги среди предприятий, которые в большинстве случаев входят в структуру космического агентства и всецело ему подчиняются. Но формальности соблюдаются, поскольку Роскосмос этими предприятиями не владеет — если это ФГУП, то принадлежит Росимуществу, если акционерная компания, то, как правило, Росимуществу и некоторым частным инвесторам.

В случае преобразования Роскосмоса в госкорпорацию (именно такой сценарий получил предварительное одобрение правительства и разрабатывается сейчас агентством) те же формальности соблюсти будет куда сложнее: условное ОАО «Российская космическая корпорация», как могут назвать агентство после реорганизации, получит в непосредственное управление холдинги, составленные из производителей ракет, спутников и всего остального, нужного для космической деятельности. Распределять через конкурсы бюджетные деньги среди дочерних компаний образованная корпорация вряд ли сможет — функционал Роскосмоса будет скорее исполнительским.

— В перспективе функции заказчика могут быть возложены на Минпромторг, где в этих целях возможно образование профильного департамента, — предположил высокопоставленный источник в Роскосмосе. — Если на реорганизованную корпорацию будут возложены функции госзаказчика, она сможет их реализовывать в таких проектах, как создание инфраструктуры Восточного, где речь идет о заказах на строительство дорог, домов и пр. Если у госкорпорации функции заказчика не будет, ФЦП по Восточному может перейти в ведение Минрегиона. 

Отраслевые эксперты считают вопрос о заказчике основополагающим — разговоры о том, что Роскосмос не должен совмещать роль заказчика и исполнителя, идут давно, и попытки изменить ситуацию имели место. Так, в прошлом году экс-глава Минприроды Юрий Трутнев жаловался на Роскосмос Дмитрию Медведеву и просил предать функции заказчика метеорологических спутников его ведомству.

— Сейчас они их сами делают, сами контролируют и сами смещают сроки завершения работы в зависимости от своих приоритетов, — возмущался Трутнев.

Аргументы Минприроды к перераспределению функций не привели, но теперь вопрос вновь актуален в связи с реорганизацией отрасли.

— Когда Роскосмос задумывался, это был исключительно государственный заказчик, но потом по разным причинам ему потребовалось поставить под контроль отраслевую промышленность, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Теперь, после преобразования в госкорпорацию, остается только промышленность, а госзаказчик исчезает. Возникнет дефицит госуправления, которое в отрасли необходимо, потому что сама корпорация может и не делать того, что не дает прибыли, — орбитальных телескопов или научных станций. Ей кто-то должен их заказать, а кроме государства это делать некому — у того же Института космических исследований таких денег нет.

Комментарии
Прямой эфир