Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
WSJ сообщила об инициативе Китая по проведению саммита лидеров США и России
Мир
В МИД РФ выразили обеспокоенность по поводу возможной милитаризации Гренландии
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 13 февраля
Армия
Гаубицы «Мста-С» уничтожили технику и живую силу ВСУ в зоне спецоперации
Экономика
Уровень просрочки по потребкредитам вырос в полтора раза
Мир
Адвокат Винника сообщил об освобождении россиянина из тюрьмы
Мир
Трамп назвал перспективу вступления Украины в НАТО нецелесообразной
Мир
В Венгрии рассказали о сохранении памятников советским воинам
Мир
Главы МИД стран Евросоюза поддержали территориальную целостность Украины
Общество
Свыше 221 т нелегальной икры было выявлено в России за полгода
Мир
В Минобороны РФ назвали действия Украины причиной срыва ротации экспертов МАГАТЭ
Мир
В МИД РФ назвали попытку Франции отправить военных на Украину участием в конфликте
Армия
Средства ПВО уничтожили 83 украинских беспилотника над девятью регионами РФ
Экономика
Изменение ключевой ставки ЦБ предложили согласовывать с Госдумой
Общество
В Кировской области закрыли детсад на карантин из-за заболевания 18 детей
Экономика
В Госдуме могут поддержать законопроект о биометрии при сделках с недвижимостью
Происшествия
В Москве три автомобиля столкнулись на МКАД

Россия создает ледокол на воздушной подушке

Остановленный в годы перестройки советский проект получил новую жизнь
0
Россия создает ледокол на воздушной подушке
Фото: РИА НОВОСТИ
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По информации «Известий», Минпромторг возобновил проектирование и создание ледокола нового типа — на воздушной подушке. Такой тип судов разрабатывали в СССР в 1980-х годах, но проект был остановлен. Теперь новый ледокол должен помочь строить платформы для добычи нефти и газа на мелководье Карского моря, Обской губы, Каспийского моря. Этот проект — часть программы создания техники для освоения углеводородных ресурсов на континентальном шельфе.

Обычные ледоколы сложно использовать на мелководных участках. У судов, способных плавать на мелководье, гребные винты находятся близко к поверхности воды, и они не обеспечивают необходимой для ледоколов мощности.

«Известия» обратились за комментарием к одному из основателей и проектировщику — завкафедрой Нижегородского государственного технического университета Валерию Зуеву. По его словам, пробный образец такого ледокола был уже готов во время перестройки, но затем наступили сложные времена.

— Я работал над этим проектом и готовлюсь вновь к нему приступить. Принцип работы объясню на простом примере. Допустим, поверхность водоема покрыта льдом. Как его разрушить, не прикладывая усилий? Если из-под льда откачать немного воды, между поверхностью льда и водой образуется воздушная полость. Вода перестает поддерживать ледяной покров, и он начинает самопроизвольно разрушаться, — рассказывает Зуев.

Ледокол не выкачивает воду из-под льда. В основании ледокола, в «подушке», стоит нагнетательная установка, которая через трещины и щели во льду закачивает под него воздух. Лед перестает поддерживаться водой и начинает саморазрушаться под действием тяжести ледокола.

На «новый виток» разработки такого ледокола министерство выделило порядка 90 млн рублей на два года — на эти деньги планируют создать прототип и испытать его. Предполагается, что длина новинки будет достигать 17 м, ширина — 20 м, масса — около 320 т. Стоимость судна, по мнению Зуева, составит порядка 45 млн рублей. Сегодняшние речные ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург» стоят больше — порядка 3 млрд рублей.

— Это будет принципиально новый вид ледоколов, — рассказывает Зуев. — Атомные ледоколы нужны для прокладки каналов на Севморпути, там совершенно другие мощности и цели. У нашей разработки ограничение по толщине льда — 1,5 м, сегодня  промышленность производит только такие установки. Возможно, в будущем этот показатель увеличится.

По словам разработчика, потенциальные заказчики будущей новинки — нефте- и газодобывающие компании, судоходные и торговые компании, силовые структуры. Зуев добавил, что его ледокол можно использовать на Волге. Этот водный путь может стать международным, если станет возможно соблюдать сроки движения судов.

Главный строитель ледоколов в России — ОАО «Балтийский завод» — сейчас переживает реструктуризацию. Руководство компании запретило конструкторскому и строительному отделам комментировать вопросы строительства новых ледоколов.

— В последнее время случаи появления льда на внутреннем водном пространстве России участились. Сейчас существуют различные типы ледоколов — дизельные и атомные, речные и морские. Они все находятся в распоряжении либо «Росморпорта», либо «Атомфлота». Чтобы делать выводы, нужно увидеть новинку в действии. Но новые идеи — это всегда хорошо, если они будут работать, — говорит вице-президент Ассоциации судоходных компаний Николай Смирнов.

Прохладно к задумке Зуева отнеслись в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

— Суть ледокола в том, чтобы пропарывать и поддевать лед, — говорит официальный представитель ОСК Алексей Кравченко. — Идея судна на воздушной подушке — уменьшение соприкосновения с поверхностью, и для разрушения льда это не лучший вариант. Конечно, Россия всегда была номером один в строительстве ледоколов. И сейчас делается большой упор на внутренние водные пути. Но сделать окончательный вывод — будет агрегат работать или нет — можно только тогда, когда он появится «в железе».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир