Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Славой Жижек объяснил Россию

Знаменитый словенский философ выступил в Москве
0
 Славой Жижек объяснил Россию
Фото: РИА НОВОСТИ/Руслан Кривобок
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Известный словенский философ, культуролог Славой Жижек выступил в  Государственном центре современного искусства. Совместная пресс-конференция Славоя Жижека и еще одного основателя легендарной «Люблянской школы психоанализа», Младена Долара, —  состоялись в рамках программы «Теоретические исследования по культурной антропологии».

Книги Жижека, среди которых «Устройство разрыва. Параллаксное видение», «Добро пожаловать в пустыню реального», отнюдь не так просты для восприятия. Однако, именно яркие, провокативные выступления снискали Жижеку славу одного из самых известных публичных интеллектуалов.

В этот свой визит он как будто попробовал объединить амплуа философа, проповедника и психоаналитика, — все эти функции оказались необходимы немного растерявшейся студенческо-молодежной аудитории, которую в последнее стали упрекать в таком недостатке, как «активная жизненная позиция». Впрочем, разбор «русских вопросов» не всегда был безболезненным. 

Славой Жижек сразу предупредил собравшихся, что его визит проходит именно в рамках образовательной программы. Однако, был готов и к политическим вопросам, которые ему не замедлили задать. Он заверил аудиторию в том, что Россия всегда ему интересна и даже сравнил страну, давшую столько материала для его книг, —  с «невестой, которой никогда не поздно сделать предложение». 

Художественную акцию «Pussy Riot» Жижек уже комментировал раньше, назвав настоящим «кощунством» само государственное обвинение. Последовательный критик идеологии неолиберального капитализма процитировал старую остроту Брехта из «Трехгрошовой оперы»: «Что такое ограбление банка по сравнению с основанием банка?».

На этот раз философ призвал продолжать обсуждать «Pussy Riot», несмотря на понятное раздражение, которое неизбежно сопровождает подобные «медийные» события.

Жижек лишь призвал верно расставлять акценты и предостерег от циничных суждений, как в отношении «Pussy Riot», так и желательно, вообще «по жизни». Распространение клерикализации в ущерб развитию  прогрессистской концепции он трактовал просто, об этом нужно бесстрашно говорить: 

— Представьте, что сейчас 1937 год, и после выступления Сталина кто-то встает, и критикует преступления сталинизма. Но даже если этого человека нейтрализовать, все равно понадобится следующий, чтобы защитил «ужасы сталинизма» от критики, и тем самым вновь о них заявил.

Еще один литературный пример, который привел Жижек, касался обвинений в отсутствии патриотизма. Когда обвинения в «предательстве Индии» были предъявлены известному писателю Салману Рушди, тот ответил: «На самом деле наибольшее влияние на меня оказали два индийских писателя — Чарльз Диккенс и Джейн Остин: в «Оливере Твисте» описан сегодняшний Бомбей, а у Джейн Остин — жизнь богатых индийских семей».   

На саму лекцию Славоя Жижека собралось гораздо больше слушателей, в малом зале ГЦСИ не хватило стульев, многие сидели на полу.

После лекции философ также продолжил отвечать на вопросы, — и показал себя недюжинным полемистом. Он умудрился, назвав себя «атеистом», между делом, произнести такую проповедь, какой позавидовали бы служители алтаря.

Будучи атеистом, «который не нападает на религию», он предостерег и от религиозного фундаментализма: от не совсем точно переданной цитаты из Достоевского «если бога нет, то все позволено» слишком опасно переходить к максиме: «Но если бог есть, то все разрешено для тех, кто в него верит».

«Гостевой» философ продемонстрировал такую остроумную логику, которой давно уже не было ни слышно, ни видно в нашей блогосфере. Остается надеяться, что если Славоя Жижека не призовут в российские политтехнологи, то, по крайней мере, издадут его последнюю книгу «Меньше, чем ничего. Исследования о Гегеле».

Лекции в Москве и Санкт-Петербурге — совместная образовательная инициатива Славоя Жижека, Младена Долара и рабочей группы российских художников «Что делать?». Очередные выступления, 22 и 23 августа, пройдут в Европейском Университете. 


Комментарии
Прямой эфир