Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Анна Нетребко стала символом Австрии

Выступление уроженки Кубани на Зальцбургском фестивале впечатлило местных меломанов
0
Анна Нетребко стала символом Австрии
Фото: Silvia Lelli
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

О значимости тех или иных премьер на Зальцбургском фестивале можно судить по двум вещам: количеству бриллиантов на премьере и толщине театральных программ. Диамантов, впрочем, много всегда. Театральные залы в Зальцбурге открываются за час до представления. Публика съезжается заранее, чтобы пофланировать в свое удовольствие. 

На премьеру же «Богемы», где пела Анна Нетребко, прибыла вся европейская аристократия  — и генетическая, во главе с принцессой Нидерландов Маргрит, сестрой королевы Беатрикс, и политическая — оба последних президента Германии с женами. Не зря программка у «Богемы» потяжелее и потолще, чем, например, у «Кармен».

Хотя, казалось бы, удельный вес знаменитостей на сцене всюду одинаков. В «Богеме», кроме Нетребко, поет Петр Бечала (Рудольф) и Массимо Кавалетти (Марсель). В «Кармен» — Магдалена Кожена в заглавной партии и Йонас Кауфман — Хосе. 

На премьере «Кармен» свистели, на премьере «Богемы» зал сходил с ума. Следом возбудилась и критика. Одни объявили дуэт Нетребко с Бечалой «новой идеальной парой», другие заговорили, что наряду с премьерным шиком зальцбургского фестиваля Нетребко, ныне австрийская гражданка, тоже теперь символ Австрии. 

В стороне от светски-гламурных страстей остается собственно постановка «Богемы», где прекрасные голоса сопровождаются бледноватым, без нюансов звучащим оркестром (а ведь за пультом Венского филармонического — известный Даниэль Гатти, возглавлявший до нынешнего года оперу Цюриха). Да и режиссерская работа Дамиано Микиелетто — образец статики: все внимание отдано голосам и почти нет пищи для зрения. 

Действие перенесено в нынешний Париж. Здесь и огромная карта современного города, и светофоры, и шоссейные развязки, но всё это только намечено и ни к чему — в художественном смысле — не приводит. Художник Паоло Фантин мог бы придумать что-то необычное, но его хватило только на третий акт: декорация — дорога, резко взмывающая вверх — впечатляет. Но раз режиссер не ставил перед ним осмысленных задач, то и художник отделывается вариациями на вольную тему. 

Возможно, таким интеллектуально нейтральным и должен быть спектакль, поставленный ради звезд, тем более что голоса Нетребко и Бечалы способны заворожить. Главное, чтобы залы были полны. Если билеты раскупают до открытия, а спрашивать лишний начинают чуть ли не с утра, остальное неважно. Качество надо измерять финансовым успехом — это правило проникает во многие сферы жизни.

По принципу «Богемы» сделаны многие постановки в Зальцбурге. Но установка на звезд проходит не всегда. Та же «Кармен» поставлена профессиональной танцовщицей Алеттой Коллинз, с некоторых пор ставшей также и оперным режиссером. Ее работы появляются на сцене Ковент-Гарден, но хорошее портфолио не спасает от провалов.

«Кармен» — простодушная иллюстрация к новелле Мериме и последующей ее обработке либреттистами. Пара лишних танцевальных па, со знанием дела введенных Коллинз в спектакль, не превращают его в театральное зрелище. И запоздалая смерть Кармен (та умирает чуть позже, чем предписано либретто) не рождает произведения искусства.

Впрочем, публика «букала» на поклонах не только режиссеру. Досталось и дирижеру Саймону Рэттлу, и особенно его супруге Магдалене Кожене. Конечно, та — не лучший выбор для главной партии. Она может принимать эротично-манкие позы, но для Кармен ей не хватает брутальности, огня. Однако поет-то она честно и чисто, что уж тут так «букать»?

Возможно, причиной подобного приема стали внесценические обстоятельства, а именно история сэра Саймона. Он заявил, что его майское выступление с Берлинским симфоническим оркестром на зальцбургском Пасхальном фестивале будет последним. Крайним же оказался не оркестр, а жена дирижера.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир