Петр Айду обнаружил истоки современной музыки


В Политехническом музее столицы открылась уникальная выставка — «Реконструкция шума: звуковые аппараты В.А. Попова 1920–1950 годов». Именно они создавали уникальные «озвучки» в фильмах Сергея Эйзенштейна и спектаклях МХТ. Корреспондент «Известий» встретилась с автором и руководителем проекта, пианистом Петром Айду.
— Вся выставка состоит из реконструкций. Почему? Настоящие аппараты Попова не удалось заполучить?
— Мы особенно и не старались. Наша идея была в том, чтобы сделать именно рабочие модели, которые можно было бы широко использовать. Мы уже используем некоторые из них на концертах, а каждый раз просить музейные артефакты, то есть вещи, которые нам не принадлежат, — сложно.
— Экспозиция удивляет разнообразием. Долго ли ее готовили?
— С того момента, когда я предложил эту идею Политехническому музею, прошло около полутора лет. Важно, чтобы экспонатов было много, а именно все аппараты Попова, которые мы знаем. Сделать 2–3 аппарата — несложно. Но когда речь зашла о том, чтобы реконструировать все, потребовался бюджет — это тот случай, когда количество переходит в качество.
— А откуда вообще такая заинтересованность шумами?
— Это результат работы нашей творческой группы «Музыкальная лаборатория», она сформировалась в конце 2008 года. Тогда мы постепенно начали вытаскивать на свет божий некие артефакты из области 1920-х годов, потом стало интересно: а что было дальше? Перешли к 1930-м, а это уже эпоха социалистического реализма, шум в авангардном понятии больше не мог существовать. Зато мог существовать как сложное шумовое оформление в театре и кино.
— У вас есть любимый экспонат?
— Я их все воспринимаю в целом. На выставке есть аппараты, работающие по одному принципу и со сходным звучанием, но они находятся в разных точках одного зала и поэтому становятся искусством, а не погремушкой. Это хорошо понятно на примере рояля: если на нем три клавиши — это игрушка, а если есть система клавиш — это инструмент.
— Что в этой выставке ценно для современного человека?
— Современный человек ни в чем не нуждается. Но лично мне, как музыканту, интересно, что из шумов и звуков, которые в театре и кино воспринимались как фон, потом выросло такое самостоятельное явление, как современная музыка.
— Стоит ли ожидать похожих проектов?
— «Реконструкция шума» — новая ступень нашего крупного проекта реконструкций наряду с перформансом «Реконструкция утопии» и спектаклем «Каменный ангел» в театре «Школа драматического искусства». Когда уже мы пройдем цикл реконструкций, начнутся самостоятельные работы. Суть в том, чтобы мы нащупали почву традиции современного искусства. В какой-то момент мы ее потеряли, как мне кажется, в середине 1930-х.
Что шумело на Чудском озере
В четырех залах со скромным оформлением в виде табличек и экранов с черно-белым кино разместилась огромная шумовая лаборатория. На всевозможных приборах-инструментах можно собственными руками изобразить кваканье лягушки, стук колес поезда, трели сверчка или шум переката волн.
Добиться успеха под силу даже детям — чтобы застрекотал сверчок, достаточно всего лишь нажать на маленькую надувную подушечку. С перекатом волн дело обстоит сложнее — для достижения идеального результата понадобятся двое неслабых посетителей, способных равномерно раскачивать тяжелую деревянную доску. Однако верх мастерства — изображение движущегося поезда, требующее участия пяти человек. Добровольцы подсобными предметами (дощечками, листами, палками) имитируют гудки паровоза и стук колес.
К каждому аппарату прилагается инструкция — выдержки из книг гениального разработчика шумовых машин Владимира Попова. Именно благодаря ему, начиная с 1910-х годов, по-настоящему зазвучали спектакли МХТа, Камерного театра Вахтангова. Великий Сергей Эйзенштейн тоже пользовался достижениями Попова. Самый известный их проект — фильм «Александр Невский».
Для каждой постановки или картины Владимир Попов создавал целую симфонию шумов, хитроумно используя сотни необычных аппаратов. Сегодня аппараты Попова стали раритетом, в театре и кино их заменили цифровые аналоги.
Выставка открыта до 16 сентября