Большому Меншиковскому дворцу добавили четыре комнаты


Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме медленно но верно восстанавливают. На прошлой неделе там открылась вторая очередь реставрации — еще четыре комнаты женской половины: Большой кабинет, Спальня, Камер-юнгферская и Проходная. В прошлом году, в честь 300-летия дворцово-паркового ансамбля, посетителям стала доступна вся парадная анфилада центральной части дворца.
Покои великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны восстановили с любовью и пунктуальностью. Здесь каждый предмет на своем точном историческом месте — чернильная склянка, таз для умывания, свечка, подушка, не говоря уже о предметах мебели. Удобство работы реставраторов обеспечивали многочисленные описи помещений дворца, которые созданы в XIX веке по заказу хозяйки. В них не упущена ни одна деталь.
— Труд искусствоведа похож на труд учителя. Процесс никому неинтересен, результат очевиден. То, что вы сегодня увидите, — это результат, — призналась на открытии выставки Татьяна Вергун, заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной работе. — Друзьям и знакомым я всегда объясняю так: вы четырехкомнатную квартиру после ремонта сколько обустраивали? Два года? Мы — за 5 месяцев, вместе с 94 Федеральным законом, реставрацией и историческими справками, чтобы ни разу не соврать против истории.
Против истории действительно не соврали — формально. Однако лакированные, стерильно-блестящие помещения дворца пахнут теперь не XIX веком, но свежим ремонтом. Во время скрупулезного восстановления кисточек, обивки и декора, тщательно следуя букве истории, куда-то потерялся ее — истории — дух. По иронии судьбы почти не тронутый во время войны Меншиковский дворец смотрится теперь, как сияющий новодел.
Есть и другая эстетическая проблема. Ораниенбаум не обошла стороной мультимедиа-эпидемия современных музеев: дешевый клипарт, транслируемый через дорогие видеопроекторы, испортил уже не один десяток исторических помещений. В одной из комнат Меншиковского дворца посетители могут, как и прежде, потыкать указкой в стену и насладиться очередной презентацией «про историю Петербурга». Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф» (в него входит Ораниенбаум) призналась, что подобные игрушки очень нравятся детям. Наверняка детям нравится не скучающе-назидательный тон диктора, а процесс тыканья пальцем в стену. Ради этого, разумеется, можно выделять в музее отдельный зал, но как-то жалко.
— Я с вами полностью согласна, — сказала Елена Кальницкая корреспонденту «Известий». — Однако недавно у нас была встреча директоров с Министерством культуры, и установка мультимедиа — это рекомендация непосредственно Минкульта. Мы немного отстаем от Запада — весь мир уже пережил эту проблему, убрав из музеев мультимедиа-панели... Надеюсь, что в скором времени очередь дойдет и до нас.
Реставрация Ораниенбаума, тем временем, идет полным ходом — по выражению Кальницкой, «ее уже невозможно остановить». Заказчик реставрации «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (ФГУ «СЗД») к будущему году обещала открыть следующую очередь дворца — Японский павильон, Церковный комплекс и галереи.