Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Шедевр русского модерна, гостиница «Метрополь», может исчезнуть

Закон об объектах культурного наследия оставляет лазейки для недобросовестных покупателей памятника
0
 Шедевр русского модерна, гостиница «Метрополь», может исчезнуть
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

30 августа департамент имущества города Москвы выставит на открытый аукцион единственный лот — гостиничный комплекс «Метрополь». Знаменитая гостиница находится под охраной 73-го федерального закона об объектах культурного наследия, который гарантирует неизменность облика памятника и доступ граждан к наследию.

Купить памятник русского модерна сможет любой, кого не испугает стартовая цена в 8,7 млрд рублей. В состав лота входит здание площадью 39,400 кв. м и земельный участок в 1,1 га. 800 предметов антиквариата, украшающие интерьер, остаются в госсобственности, и новый владелец здания будет обязан их сохранять.

Эксперты уверены, что комплексу не грозит перепрофилирование и звездность отеля не понизится (сейчас в отеле 362 номера, из них 72 — люксы), а город избавится от очередного непрофильного актива в сфере гостиничного бизнеса. Но сохранится ли в частных руках памятник архитектуры федерального значения? Мнения специалистов на сей счет разделились.

Руководитель СГУП по продаже имущества города Москвы Тимур Зельдич сказал «Известиям», что уверен в сохранности памятника «на 101% внутри и снаружи».

— Я не представляю, что на торги придет кто-то, способный изменить объект как памятник. Кроме того, есть прецеденты, когда частный собственник не выполнял охранных обязательств, и договор купли-продажи был расторгнут через суд — так вернулся в госсобственность объект на Таганской площади, 88, — рассказал Зельдич.

Г-н Зельдич, правда, умолчал, что памятник конца XVIII века, усадьба Колесникова — Саргиных, вернулся в госсобственность фактически утраченным. Частные владельцы изуродовали его мансардным этажом с гофрированной кровлей и постронними пристройками.

Именно «строительного» произвола собственников опасается  заместитель руководителя московского отделения ВООПИК Михаил Малинин.

—  Обычно объекты портят в рамках реконструкции или «реставрации с приспособлением». Закон нарушают не при принятии принципиальных решений, а при промежуточных экспертизах и согласованиях проектной документации, — пояснил «Известиям» Михаил Малинин.

По мнению г-на Малинина, эти сомнительные экспертизы и есть главное зло, угрожающее «Метрополю», поскольку они сужают «предмет охраны». В «Метрополе» в этот самый «предмет» — перечень элементов, не подлежащих изменению ни при каких обстоятельствах — по словам эксперта, должна входить большая часть интерьеров.

Интерьеры памятников архитектуры несут ныне наибольший урон. В качестве примера г-н Малинин привел гостиницу «Москва», «где загубили номера, помнившие лидеров многих стран мира» и «пиратски разрушенный» «Детский мир».

Предотвратить произвол, по словам эксперта, можно с помощью всесторонней предварительной описи и оценки имущества, а его-то как раз не было при реконструкции многих московских объектов.

— Никто просто не озаботился переписать и оценить каждый из предметов, входивших в охраняемый интерьер «Москвы». Старинные бра и прочие вещи исчезли в неизвестном направлении, — вспоминает Михаил Малинин. — В Большом театре антиквариат испарился по той же причине. В «Метрополе», я думаю, общественность не допустит, чтобы важные позиции выпали из списка охраны. Нужно все описать и отснять, включая форму дверных ручек, колер каждой краски.

В том, что при уважительном отношении к наследию удастся сохранить памятник, уверен искусствовед и культуролог Сергей Никитин. В качестве примера он привел гостиницу «Хилтон Ленинградская», где «доказано, что московской реставрационной школе все по плечу, в том числе интерьеры ХХ века». Умения московских реставраторов, по мнению г-на Никитина, должны пригодиться и при реконструкции интерьеров «Метрополя», поскольку многие из них были переделаны в 1990-е годы.

Кроме того, по мнению эксперта, не все в «Метрополе» стоит сохранять (в частности, можно избавиться от «клетушек» в 14 кв. м, когда-то предназначавшихся для челяди высоких гостей), а кое-что следует построить заново. Так, эксперт надеется, что под стеклянной крышей атриума появится театр, о котором мечтал основатель «Метрополя» Савва Мамонтов.

Однако более всего защитники памятника надеются не на реставраторов. И не на 73-й закон, где, в частности, прописана уголовная ответственность недобросовестных экспертов. И даже не на «Мосгорнаследие», где сегодня есть и такой инструмент, как большие административные штрафы за отказ собственника от оформления охранных обязательств. Главным, по мнению Михаила Малинина и Сергея Никитина, является реакция общественности.

— Нужен общественный резонанс, а законов хватает. Инвесторы понимают, что даже полученная от чиновника бумажка их уже не выручит. Если кто-то подпишет сомнительную экспертизу в «Метрополе», ВООПИК первым поднимет страшную бучу, — пообещал г-н Малинин.

Гостиница «Метрополь» построена в 1901 году по инициативе мецената Саввы Мамонтова. В оформлении фасадов и интерьеров участвовали выдающиеся художники эпохи — Михаил Врубель, Константин Коровин, Виктор Васнецов. Среди постояльцев гостиницы — писатели, звезды спорта и шоу-бизнеса, короли и президенты.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир