Борис Соколовский: «В раздевалку к девушкам захожу робко»


Женская сборная России уже одержала две непростые победы на олимпийском турнире и готовится к встрече с хозяйками. С главным тренером национальной команды Борисом Соколовским корреспонденту «Известий» поговорить удалось в Олимпийской деревне.
— К Олимпиаде вы готовились через матчи с мужчинами. Что это дало команде?
— Многие ведущие команды, сборные США, Австралии, Бразилии, активно используют мужчин не только в играх, но и в тренировках, или играя с командой, состоящей только из мужчин. Мужчины быстрее бегают, выше прыгают. С другой стороны, если начнется сильный контакт, любой мужчина, даже не атлетически сложенный, вполне способен задавить или нанести травму игроку женской команды. Но в этом году нам повезло. Все те команды, с которыми у нас были матчи, вели себя очень корректно. Не повезло в том смысле, что эта корректность привела к тому, что под напором жестких команд, таких как сборная Чехии и Великобритании, мы не устояли и проиграли. Баскетбол сейчас у женщин идет достаточно контактный, жесткий, и это поощряется ФИБА. Никуда от этого не деться. Нам приходится преодолевать это. В итоге, играя с ребятами, мы не получили столько синяков, сколько получили в матче против сборной Великобритании за несколько дней до старта Олимпиады.
— Свою любимую баскетболистку вы не повезли на Олимпиаду...
— Да. Мне до сих пор больно от этого. Моя любимая баскетболистка Татьяна Видмер. Не только по ней, но и по дочери мне пришлось принять такое болезненное решение. Тем более что дочь была год назад в команде и помогла выиграть чемпионат Европы. Все баскетболистки, которые были призваны на подготовку, боролись за место, за то, чтобы попасть в олимпийскую команду. Настолько честно и самоотверженно они боролись, что отцеплять каждую из состава была невероятно болезненно. Как будто кусок сердца отрывал.
— Дочь не взяли, любимчика не взяли. Подводя черту о составе, можно сказать, что блатных в составе нет?
— Смело.
— В сборной из-за травмы нет и Марии Степановой. Как будете восполнять такую потерю?
— Ее заменить невозможно. Потому что Маша не только баскетболист высочайшего уровня, но и для команды стержень. И в защите, и в нападении, и по духу. Это невосполнимая потеря. К таким еще можно отнести Людмилу Сапову, не восстановившуюся после прошлогодней травмы. Хотя она уже вот-вот подходила к той орбите, на которую мы ее хотели вывести. Обидно. Также травма Марины Карпуниной. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Те девочки, которые пришли в сборную, пришли не статистами. Они будут показывать на поле полнейшую самоотдачу, и, дай бог, что бы это переросло в серьезное мастерство.
— Новые лица будут в сборной. За кем в первую очередь стоит следить, кто может стать открытием сборной?
— Даже если бы знал, не сказал бы. Потому что для наших соперников это будет очень приличный скаутинг. Это разведка. Пусть тоже любуются и пусть красота застилает глаза. В это время девочки будут забивать очки и защищаться. Мы уже провели два матча. И сделали это практически разными составами.
— Когда-то вы отказались от услуг Бекки Хэммон. Сейчас вернулись к ее кандидатуре. Почему поменяли решение?
— Два года назад она была на чемпионате мира. И отыграла там очень здорово. А неудавшийся матч со сборной Белоруссии в четвертьфинале провалила вся команда. Не смогли завести девочек. В прошлом году мы ее не взяли, так как проведенный сезон является визитной карточкой игрока. А у Бекки что-то не сложилось в Оренбурге. Личные проблемы, невыразительная игра. Все это было не в ее пользу. И мы переключились на другого легионера — Тиффани Тринс. Если вы помните, игравшей тогда в Видном. Но она поставила нам неприемлемые условия, и мы решили отказаться от участия легионеров на чемпионате Европы. Но это Олимпиада, и если у симпатичной американки Бекки есть российский паспорт, она провела великолепный сезон в Видном, подтвердила свой класс, с прекрасной статистикой, игровым временем в среднем по 30 минут, забивая по 17 очков и отдавая по шесть результативных передач, ясно, что таким игроком пренебрегать нельзя. В команду вливаться ей не нужно. Девочки ее знают, она к ним открыта, многие были у нее в гостях в Америке. Это полноценный член команды.
— Какие сборные вы считаете наиболее сильными?
— Наша подгруппа более ровная и более тяжелая. В другой явный лидер — сборная Америки. По моим подсчетам, сборные Турции и Чехии будут делить 2–3-е места, Хорватия и Китай примерно 4–5-е места, Ангола — 6-е место. Нам для начала нужно разобраться в своей подгруппе, решить программу-минимум — выйти в плей-офф и выйти не с 4-го места. Даже такая скромная задача на первом этапе будет сложно выполнимая. А дальше, конечно, плей-офф, где проигрывать нельзя. Вообще проигрывать нельзя. Более того, не будем специально проигрывать и подстраивать варианты, чтобы выйти на ту или иную команду.
— Считается, что главный тренер должен быть диктатором и в перерывах устраивать разносы, а вы признались, что робко стучитесь в женскую раздевалку...
— Если я иду в раздевалку, то как мужчина воспитанный, всегда предупрежу о своем визите. Очень много моментов бывает, когда мы приезжаем в зал в форме и уезжаем в форме и девочки предпочитают принимать водные процедуры у себя в номере или здесь, в Олимпийской деревне. А насчет диктатора, знаете, у каждого тренера есть своя стезя — диктатор, демократ, либерал.
— Россия лидирует в таких командных видах спорта, как баскетбол, волейбол, гандбол, хоккей. Но когда дело доходит до футболистов все плохо. Есть причина?
— Вопрос очень сложный. Если бы я был специалистом по футболу, то мог бы сделать выводы. Но я считаю, что у нас в стране все-таки есть футбол и футболисты, возможно, им не хватает тренера, который понимал бы их. Возможно, сейчас что-то сдвинется с привлечением Фабио Капелло. Футболисты у нас есть, их необходимо собрать в единую команду. Времени на подготовку футболистов, как правило, не хватает, наверно, это одна из причин не очень удачного выступления.
— Ваш главный соперник США или сама сборная России?
— Думаю и то, и то. Я бы к этому еще добавил всех соперников по группе. Наши девочки даже не представляют, насколько они сами сильны. И если девочки с нашей помощью полностью раскроют свой истинный потенциал, то мы можем подняться очень высоко. И даже сборная США не устоит. Сейчас не надо ни хвалить, ни ругать девочек. Надо, чтобы наша красивая сборная вышла на поле и перестала быть русскими красавицами, а стала бандитками в хорошем смысле слова.
— Что важнее — знание женской психологии и умение управлять женским коллективом или тренерские качества — схемы и только баскетбол?
— Тренер должен дать свои профессиональные знания, вывести на максимально возможный уровень, создать взаимодействие. Но с другой стороны, надо быть психологом, надо понимать, что они имеют право на какие-то ошибки. Нельзя гнобить и давить за какие-то промахи. Но и нельзя давать садиться на шею и спускать все с рук. Психология — это очень важный аспект работы с женщинами. Мы призываем быть хитрыми на поле. Но не бывает, чтобы человек был хитрым на площадке, а в жизни — наивным. Бывает, кто-то кого-то обманул, где-то схитрил. Через призму задач следует смотреть на это — уделить внимание или закрыть глаза.
— Есть ли в нашей команде шопоголики? Рядом с Олимпийской деревней огромный торговый центр.
— Для девочек шопинг в хороших европейских торговых центрах очень важен. Они подходят к нему основательно.