Интеграция на пользу железных дорог России


Накануне профессионального праздника российских железнодорожников на вопросы «Известий» отвечает президент ТрансКредитБанка Алексей Крохин.
Алексей Владимирович, в этом году железные дороги России отмечают юбилей – 175 лет. У ТрансКредитБанка тоже есть повод для торжеств: 20 лет на финансовом рынке…
Исторически железнодорожная отрасль развивалась параллельно с банковской, поэтому сейчас и та, и другая отрасли преуспевают. Представьте, высокоскоростной поезд «Сапсан» в 2012 году преодолевает расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом в семь раз быстрее, чем это было 170 лет тому назад. Благодаря поддержке Николаем I строительства первой железнодорожной ветки мы имеем сегодня современную железную дорогу с развитой инфраструктурой.
В РЖД более миллиона сотрудников ежедневно пользуются услугами нашего банка, когда находятся в России и за рубежом. Мы понимаем специфику транспортной отрасли и потребностей предприятий, связанных с индустрией перевозок, предлагаем оптимальный пакет продуктов, обеспечиваем высокую степень безопасности банковских услуг. Ряд услуг стабильно занимает первые места на рынке: интернет-эквайринг, мобильный банкинг, РКО. Согласно оценкам аналитиков, по ряду показателей наш банк входит в десятку крупнейших в стране, по другим – в топ-15. У нас 300 офисов по стране, 7,5 тыс. сотрудников, около $17 млрд активов.
Как, считаете, пройдут следующие 5, 10, 20 лет ТрансКредитБанка?
Главное событие в ТрансКредитБанке – это происходящая интеграция в группу ВТБ. Уже через 2 года сотрудники РЖД будут обслуживаться в крупнейшей международной финансовой группе ВТБ под чутким руководством профессионалов из ТрансКредитБанка и ВТБ.
Значит, бренд «ТрансКредитБанк» уходит с рынка?
Да, это так. На текущий момент «Российским железным дорогам» принадлежит 21,81% акций банка, Банку ВТБ – 77,79%. В этом году ВТБ доведет свою долю до 100%.
В соответствии с новой стратегией в первой половине 2013 года ТрансКредитБанк начнет передачу своего корпоративного бизнеса Банку ВТБ, который в группе является головным банком по корпоративно-инвестиционному бизнесу. Завершить процесс мы планируем 1 июля 2013 года. При этом в 4-м квартале 2012 года вместе с нашим стратегическим клиентом – РЖД – будет реализован пилотный проект, в рамках которого ТрансКредитБанк передаст на обслуживание в ВТБ одну из железных дорог вместе с подразделениями, которые входят в сферу ответственности этой дороги. Так мы отработаем технологию передачи банковского бизнеса от одного банка другому. Розничный бизнес и подразделения ТрансКредитБанка, отвечающие за работу с малым и средним бизнесом, перейдут в ВТБ24. По нашим планам, бренд «ТрансКредитБанк» уйдет с рынка в конце следующего года.
После слияния начнется процесс трансформации, когда, юридически находясь внутри ВТБ24, ТрансКредитБанк будет работать по своим технологиям и постепенно переходить на технологии ВТБ24. Таким образом, весь процесс будет проходить в два этапа: присоединение, чем мы сейчас занимаемся, и трансформация после присоединения, которая займет от полутора до трех лет. Это будет плавный процесс, который должен максимально безболезненно пройти для персонала и незаметно для клиентов.
Это непростая задача...
Не то слово. Проектов слияния такого масштаба еще не было в России. Из аналогов можно вспомнить только объединение МДМ-Банка и УРСА Банка. И, пожалуй, присоединение петербургского ПСБ к ВТБ. Мы – пионеры. Когда объединяются два таких крупных финансовых учреждения, всегда возникает масса очень серьезных вопросов. Это – две абсолютно разные корпоративные культуры, две разные модели управления, ВТБ24 – розничный банк, а ТрансКредитбанк – универсальный. Процесс слияния будет особенным и из-за специфики нашей клиентской базы. РЖД – уникальный клиент с очень высокими запросами в части стандартов и надежности обслуживания.
Какие проекты вы сегодня ведете по изменению технологии работы банка?
Их больше 20. Изменяя технологию работы, мы пытаемся снизить издержки. C другой стороны, стараемся приблизиться к технологиям ВТБ24. Мы меняем структуру управления. В частности, с этого года все управление банка выстроено по функциональным линиям: люди, которые в головном офисе отвечают за корпоративный бизнес, отвечают за него и по всей сети, розница – за всю розницу и т. д. Это было первое, что мы сделали. В этом году у нас также поменялась система мотивации сотрудников. В плане стандартов она стала почти такой же, как система мотивации в группе ВТБ. Большие проекты реализуются и в области ИТ.
Вы предлагаете сейчас железнодорожникам новые продукты. Как они взаимодействуют с продуктами ВТБ24?
Мы гармонизировали условия и тарифы по вкладам, кредитным картам, ипотечным и потребительским продуктам с условиями продуктовой линейки ВТБ24. На новую линейку депозитов ТрансКредитБанк перешел в декабре 2011 года. Клиентам были представлены новые вклады, условия по которым максимально приближены к значениям вкладов ВТБ24.
В первом полугодии этого года были унифицированы с условиями продуктов ВТБ24 условия кредитных карт ТрансКредитБанка, запущены новые программы потребительского кредитования. Клиентам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, предложен новый потребительский кредит.
Интеграция в группу ВТБ позволила полностью пересмотреть программы коммерческого ипотечного кредитования, поскольку ТрансКредитБанк получил доступ к ресурсам одного из крупнейших банков страны. Наш банк снизил минимальную ставку по ипотечному кредитованию на вторичном рынке недвижимости до 9,5% годовых.
Кроме сложного процесса интеграции в группу ВТБ, какие вы ставите перед собой бизнес-задачи?
Нам нужно без потерь клиентов и ключевых сотрудников интегрироваться в группу ВТБ. Это непросто, поскольку сейчас мы вынуждены заниматься одновременно двумя проектами, которые в чем-то противоречат друг другу: готовиться к объединению банков и «выполнять план» по ТрансКредитБанку. В этом году перед нами стоят непростые цели: сохранить высокое качество обслуживания РЖД, удержать высокую прибыльность бизнеса, увеличить корпоративный портфель на 25%, на 28% – розничный, повысить операционную эффективность в полтора раза, сохранить высокую динамику комиссионного дохода (прирост 26%). Прошло полгода, и я скажу, что с поставленными задачами мы успешно справляемся.
Наша справка
Созданный в ноябре 1992 года ТрансКредитБанк специализировался на обслуживании предприятий транспортной отрасли. В 1999 году основными акционерами банка стали структуры Министерства путей сообщения России, и ТрансКредитБанк официально стал головным банком расчетной системы министерства. В 2007 году государственный пакет акций ТрансКредитБанка в размере 74,99% был внесен в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги». Осенью 2010 года ОАО «РЖД» и ОАО «Банк ВТБ» приняли решение о поэтапном вхождении ВТБ в капитал ОАО «ТранскредитБанк».