Президент предостерег депутатов от раздувания бюджета
Законы политического характера, принятые Госдумой, были правильными. С таким заявлением выступил Владимир Путин на встрече с лидерами парламентских фракций в четверг. В целом открытая для прессы часть общения прошла в более или менее дружелюбной атмосфере. Единственным человеком, который произнес по-настоящему критическую речь, был Геннадий Зюганов.
Нынешняя встреча с лидерами парламентских фракций стала первой после инаугурации главы государства. Формат ее несколько изменился: от каждого депутатского объединения было не по два, а по три представителя.
Как водится, первым слово взял президент. Напомнив, что депутатский корпус принял законы о выборах губернаторов и об упрощении регистрации партий, Путин сделал вывод.
— Все, что происходит, все, что было сделано, — правильно, — сказал он. При этом закон, увеличивающий штрафы за нарушение правил проведения митингов, глава государства не упомянул. Но можно было не сомневаться: правильным он считает и его.
— Принимая решения, мы должны понимать, в какой стране живем и какие будут последствия, — напутствовал аудиторию президент. — И мы не позволим другим силам воспользоваться принятыми решениями для раскачки лодки.
Что за «другие силы», Путин не уточнил. Но было ясно, что речь идет отнюдь не о «силах добра».
Ко всему прочему глава государства попросил парламентариев «не впадать в популизм» при принятии бюджета: дескать, завышенных обещаний, касающихся социальных расходов, быть не должно. А не то, следовало из дальнейшей речи, плохо будет всем.
— Там, где бюджетные расходы раздуты, идет их сокращение. В Италии выросло число самоубийств, а в Испании сообщили, что не будут выплачивать рождественские премиальные, — приводил примеры президент.
Лидер думской фракции ЕР Андрей Воробьев с готовностью отрапортовал.
— Что касается бюджета, нам ваша установка понятна. Мы не собираемся позволять себе лишнее и повышать запросы! — с задором воскликнул он.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов сразу взял быка за рога: выступил с резкой критикой. Сначала заявил, что «удивлен беспомощностью властей, которые не смогли предупредить людей» о надвигающейся катастрофе в Крымске.
— «Хромая лошадь», «Булгария», Распадская, — продолжал скорбный список лидер КПРФ. — Всего погибло (в этих трагедиях. — «Известия») около 500 человек.
При этом к ответственности, резюмировал глава КПРФ, не привлекли практически никого.
Путин слушал Зюганова, поджав губы. Но коммуниста это не смущало. Он уже ругал экономическую политику правительства и хвалился, что его однопартиец, стоящий во главе животноводческого хозяйства в Звенигороде, достиг невероятных успехов в увеличении поголовья свиней. А все почему? Потому что экономические подходы в этом отдельно взятом хозяйстве верные.
Наконец Зюганов дошел до парламентской работы.
— Этот парламент для дискуссий, но довольно часто — бесполезных. Закон о выборах губернаторов, например. Ни в одном регионе невозможно честно собрать подписи (муниципальных депутатов. — «Известия»), за горло берут. Слишком высокий порог установили. Так что это будут выборы «Единой России», — ернически заключил лидер КПРФ.
Досталось и закону, регламентирующему возвращение в Уголовный кодекс наказания за клевету.
— Перед вами сидит экземпляр, которого штрафовали на 450 тыс. рублей за слова, что «криминал идет вверх», — сказал Зюганов, видимо, имея в виду судебный процесс по иску кемеровского губернатора Амана Тулеева.
— Свиноводческий комплекс вам поможет, — ответил на это Путин.
Зюганов только хмыкнул в ответ. И закончил свою речь следующим резюме: диалога между властью и оппозицией нет.
— История с Бессоновым (депутат Госдумы от КПРФ, которого парламент частично лишил неприкосновенности. — «Известия») — тому пример, — сказал он.
Президент, выслушав коммуниста, начал контратаку. Уголовная ответственность за клевету, сказал он, существует в 72 странах.
— Что касается других законов, то давайте посмотрим, как они будут работать, — предложил Путин.
Президент также признался, что у него были сомнения относительно закона, позволяющего регистрировать партию, если в ней есть хотя бы 500 человек.
— Я думал о том, стоит ли так мельчить, — высказался он об инициативе Дмитрия Медведева. — Но надо дать возможность всем, кто хочет себя легализовать, сделать это, а не бегать по площадям.
Глава «Справедливой России» Сергей Миронов выступил с, мягко говоря, своеобразной инициативой: создать в стране специальные центры для встреч депутатов с избирателями. А то, мол, на улицах встречаться неудобно. Хотя с другой стороны, парламентария можно понять: во время выборов у оппозиции постоянно возникают проблемы с местами для встреч с избирателями. Местные власти под различными предлогами либо отказывают в предоставлении помещений, либо неожиданно оказывается, что там «заложена бомба».
— Очень хорошая идея, — неожиданно загорелся Путин. — Нужно будет принять решение и финансировать содержание этих объектов из бюджета.
Владимир Жириновский, как обычно, говорил обо всем и в то же время ни о чем. Так, он поделился собственным мнением относительно причин появления Болотной.
— Слишком мало было агитации и пропаганды, — заявил лидер ЛДПР. Хотя агитации и пропаганды во время выборов как раз хватало с лихвой.
— Не Pussy Riot надо показывать, не утку засовывать между ног, а хорошее демонстрировать! — продолжал Жириновский.
Долгий, очень долгий монолог либерал-демократа завершился апокалиптическими прогнозами по поводу того, к чему может привести демократия.
— К трагедии! — воскликнул лидер ЛДПР. — Вот вы, — Жириновский грозно глянул на Миронова, — говорите про центры (для встреч с избирателями. — «Известия»). А что там будет? У некоторых половина ноги на Болотной, вторая половина — в Думе.
Это тоже была шпилька в адрес «эсеров».
— Да в эти центры вся Болотная придет! Удальцов на выборы своим списком пойдет и Зюганова затопчет, — не успокаивался лидер ЛДПР.
— Удальцов меня поддержал, — обиженно протянул Зюганов.
— А потом скажут: «Зачем нам старый Зюганов, когда есть молодой Удальцов?» — вставил Жириновский. Лидер КПРФ на сей раз промолчал. Да и глава ЛДПР наконец выдохся. Владимир Путин тоже выглядел утомленным.
— Демократия подразумевает законы. Не может быть демократии без соблюдения законов, — только и сказал он, после чего журналистов попросили покинуть зал.
На закрытой от прессы части встречи, рассказал «Известиям» вице-спикер от СР Николай Левичев, по большей части говорили о международной проблематике.
— Нас информировали о том, как складывается внешнеполитическая ситуация, отношения с сильными мира сего, — сообщил он.
Что касается внутренней политики, то, по словам Левичева, первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников (КПРФ) вновь поднял вопрос о сложности преодоления муниципального фильтра на губернаторских выборах.
— Он сказал, что раз уже его ввели, то надо давать возможность регистрироваться и кандидатам от оппозиции, — передал позицию Мельникова Левичев. Президент, по словам Левичева, признал, что идея фильтра, возможно, и не совсем удачная. Но у российских регионов разная специфика — то, что работает в одних субъектах, не будет работать в других.
— Путин этим намекал на национальные республики, — делает вывод «эсер». — Главное, по его словам, — чтобы националистическая тематика не педалировалась во время губернаторских выборов.
В свою очередь, Иван Мельников сообщил «Известиям», что глава государства «суть проблемы губернаторских кампаний выслушал внимательно и взял на заметку».
Владимир Жириновский пытался решить свои семейные проблемы.
— Он попросил Путина рекомендовать Лебедева (сын лидера ЛДПР, вице-спикер Госдумы — «Известия») на пост главы РФС. Сказал, что Лебедев грезит футболом, — рассказывает Левичев. — На что президент ответил: «У РФС долгов много. И первое, что скажет вам сын: «Папа, денег дай».
После общей встречи лидеры оппозиции встретились с Путиным в формате «один на один». Геннадий Зюганов, в частности, поднял вопрос о ситуации с депутатом Владимиром Бессоновым. Как рассказал «Известиям» сам лидер КПРФ, он передал президенту целый список, в котором перечислялись факты преследований партийных активистов.
— И отдельной строкой там был Бессонов. Путин сказал, что дело будет рассмотрено тщательно и внимательно. Произвола в отношении нашего депутата не будет, — сообщил Зюганов. Ситуацию вокруг Бессонова, по его словам, глава государства взял под личный контроль.
Между тем источник, близкий к администрации президента, пояснил «Известиям», что дело Бессонова — это месть коммунистам за несговорчивость и чрезмерную оппозиционность. По его словам, КПРФ в последнее время раздражала власть целым рядом голосований «против» — начиная от утверждения Дмитрия Медведева премьером и заканчивая законом о повышении штрафов за нарушение правил проведения митингов.
— В этих и других случаях коммунисты вполне могли объявить свободное голосование фракции, а не требовать от своих депутатов голосовать жестко против. Переговоры с ними велись, но безрезультатно, — говорит источник.
Впрочем, историей с Бессоновым, продолжает он, оппозиции дан еще один сигнал — «чтобы не беспредельничали».
Сам народный избранник сообщил «Известиям», что в его деле пока без новостей: «К следователю так и не вызывали».