Дебаркадеры, изгнанные Лужковым, вернулись в Москву
Новые дебаркадеры начали появляться на Москве-реке после нескольких лет затишья, возникшего из-за желания бывшего мэра Юрия Лужкова полностью очистить от них столичную воду. До конца года должны построить три сооружения, а в 2013 году — еще 15. Всего до 2018-го планируется возвести 200 дебаркадеров с гостиницами и ресторанами.
Об этом «Известиям» рассказали в Москомстройинвесте. Сейчас схема размещения водных объектов, подготовленная НИиПИ Генплана Москвы, проходит согласования. В ближайшее время ее должны утвердить, и размещение дебаркадеров будет происходить по новым правилам.
— Акваторию разобьют на зоны, — пояснил представитель ведомства. — При этом будут учитывать культурно-исторические ограничения, природоохранные и технические вопросы, например, возможность прокладки необходимых коммуникаций.
Всего за шесть лет власти планируют установить 200 объектов на воде. В некоторых планируют разместить гостиницы — это поможет разместить туристов на чемпионате мира по футболу 2018 года. Порядка 30 таких объектов должно появиться в центре.
Первый дебаркадер 2012 года уже возводится на Космодамианской набережной. Строение, судя по объявлению агентства недвижимости, готовят к продаже под ресторан, развлекательный клуб или офис. Общая площадь— 950 кв. м. Цена — 30 млн рублей.
Еще одна компания предлагает арендовать участок Москвы-реки площадью 2,5 тыс. кв. м для строительства дебаркадера — под офис, паркинг, отель, гостиницу, развлекательный центр или торговый объект. На выбор покупателю предлагаются все набережные города. Цена за все время аренды — от $600 до $900 тыс. (часть участков отдается до 2019 года, другие — до 2027-го).
Президент Национальной ассоциации судовладельцев Андрей Новгородский подтвердил, что с 2009-го по 2011 год дебаркадеры в городе не появлялись вообще. Однако ситуация начала меняться. До конца текущего года на Москве-реке могут установить три новых плавучих объекта.
— Сейчас над ними работают на заводах, — пояснил Новгородский. — Это будут сооружения нового образца, с современной архитектурой и системой коммуникаций. Все объекты должны появиться в Южном порту и могут быть готовы уже в ноябре.
В следующем году город выделит еще 15 мест для дебаркадеров (эту информацию подтвердили в Москомстройинвесте).
— Мы семь лет работали и с заводами, и с правительством Москвы, чтобы появились объекты с такой инфраструктурой, — пояснил Новгородский. — У нас никогда не было таких объектов.
Говоря о новой схеме их размещения (ассоциация принимала участие в ее подготовке), Новгородский сообщил, что она предполагает, в первую очередь, инвентаризацию всех установленных водных объектов. При этом он подчеркнул, что существующие дебаркадеры (их около 100) работают легально. Ведь их хозяевам удалось в свое время выиграть войну с городом.
— Юрий Михайлович [Лужков] вел с ними борьбу в 2006–2008 годах, — заявил Новгородский. — Однако, проиграв все суды, он получил постановление Федеральной антимонопольной службы и отменил все запрещения. Но после этого уже не строили дебаркадеров, а дождались, когда новое правительство обратит внимание на проблему.
Новой схемы ждут и обладатели 112 лицензий на водопользование, не построившие дебаркадеров. Бизнесмены получили документы в 2004–2005 годах и не потеряли своих прав. Сейчас, по словам Новгородского, они готовы работать по новым правилам — в установленных местах, с соблюдением всех природоохранных и архитектурных норм.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Калягин уверен, что дебаркадеры смогут заинтересовать инвесторов. Эти объекты можно приспособить под множество функций — от общепита до выставки. А ставка аренды здесь будет как минимум на треть ниже, чем на земле.