Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Российский театр встал на «Платформу»

Чем жила отечественная драма в сезоне 2011-2012
0
Российский театр встал на «Платформу»
Римас Туминас. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В большинстве столичных театров наступил мертвый сезон и время подведения итогов. «Известия» определили пять трендов текущей театральной жизни.

Дискуссии о репертуарном театре

Пока интернет-аудитория спорила о феномене протестного движения и участвовала в митингах, театральная общественность собиралась на бесконечные дискуссии и диспуты с говорящими названиями, вроде «Русский репертуарный театр — что нам со всем этим делать?», «Есть ли будущее у русского репертуарного театра?», где защищала вышеназванное понятие или призывала разрушить до основания архаичную советскую структуру. В ходе переговоров о том, что со всем этим делать, ничего не решили, но к забытому жанру открытой дискуссии не без удовольствия вернулись.

Проект «Платформа»

Режиссер Кирилл Серебренников получил возможность открыть на территории «Винзавода» экспериментальную площадку, куда заглядывали не только бывший министр культуры Александр Авдеев, мэтр Юрий Любимов, глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, но и действующие ведущие режиссеры: Виктор Рыжаков, Владимир Панков, Евгений Каменькович, Константин Богомолов, Евгений Писарев.

Практически как на работу приходил разговаривать с театральными деятелями на «Платформу» глава департамента культуры Сергей Капков. Его предшественник подобной коммуникабельностью не отличался, чем, не желая того, сильно подыграл энергичному и открытому Капкову и его команде.

Кстати, именно Капков в уходящем сезоне играл если не главную, то ключевую роль. Свое «царствование» он начал с важнейшего решения — приложить все силы, чтобы изгнанный из страны Анатолий Васильев вернулся в Москву. Легендарный режиссер планирует заняться педагогической деятельностью, как только власти выделят ему для этого подходящую площадку.

Кадровые перестановки

Миндаугас Карбаускис, с прошлой весны возглавивший Театр им. Вл. Маяковского и вступивший в борьбу с директором театра Евгенией Куриленко, получил в напарники нового директора — Леонида Ошарина.

Неожиданная рокировка произошла в самом близком к Кремлю Ермоловском театре. Его худрук Владимир Андреев, отдавший руководству 22 года, добровольно отказался от своего поста в пользу бывшего актера театра Олега Меньшикова. При этом он остался в театре в качестве советника. Новый курс театра Ермоловой — пожалуй, самое интригующее событие будущего сезона.

Наконец, стал известен новый худрук театра «Практика» — им стал драматург и режиссер Иван Вырыпаев. Его предшественник, Эдуард Бояков, не остался на улице, а затеял совместный масштабный проект с Политехническим музеем — «Политеатр».

Взлет современных драматургов  и режиссерские лаборатории

Главные герои фестиваля «Любимовка» и подвала «Театра.doc» уверенно шагнули на репертуарные площадки столицы. «Каренин» Василия Сигарева вышел на сцене МХТ имени Чехова, пьеса готовится к постановке на сцене Школы современной пьесы. Михаил Дурненков переписал для Театра наций «Фрекен Жюли», РАМТ поставил «Ксению Петербургскую» Вадима Леванова, Театр на Таганке обратился к пьесе Ярославы Пулинович «Наташина мечта». 

С постановки пьесы Саши Денисовой «Маяковский идет за сахаром» начал свою репертуарную политику Миндаугас Карбаускис. Под занавес сезона он выпустил мрачный и натуралистичный спектакль «Любовь людей» по пьесе драматурга из Белоруссии Дмитрия Богославского.  

Стартовой экспериментальной площадкой для многих новых пьес неожиданно стал МХТ имени Чехова, выпустивший столько премьер, сколько, кажется, ни один театр за сезон не выдал.

Мои года — мое богатство

После едкого обсуждения в Facebook среднего возраста членов съезда Союза театральных деятелей группой театральных критиков Александр Калягин заступился за коллег из провинции, но критику учел и незамедлительно создал специальный молодежный совет при союзе, в который смогли войти все желающие молодые профессионалы. Немало споров вызвала публикация режиссера Валерия Фокина, где он тоже заступился за старшее поколение, попутно упрекнув в профессиональной несостоятельности чтимых молодыми Константина Богомолова и Эдуарда Боякова.

В отличие от коллег Римас Туминас сумел в этом актуальном вопросе обойтись без публичных высказываний в прессе, использовав свою привилегию — высказываться в спектакле. В начале сезона он выпустил на сцене Вахтанговского театра масштабную «Пристань», в которой, словно драгоценные камни, блистают Юлия Борисова, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Владимир Этуш и открытая Туминасом искрометная 95-летняя Галина Коновалова. Можно сказать, что своим спектаклем Туминас спор о возрасте закрыл. А после пригласил в свой театр на постановку 95-летнего Юрия Любимова, который выпустил на прославленной сцене безжалостных «Бесов» — о событиях на Болотной площади.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир