Владелец «Кольской» распродает активы
Вокруг трагической истории о крушении в Охотском море буровой платформы «Кольская» разгорается новый конфликт. Владелец платформы — компания «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) — переживает финансовый кризис, поэтому распродает свои суда, а также, по информации профсоюза, собирается сократить треть сотрудников, более 300
человек. Родственники погибших буровиков опасаются, что в этой ситуации компания не выплатит им законные многомиллионные компенсации.
Как рассказали «Известиям» источники в АМНГР, к концу июля суд Мурманска намерен признать официально погибшими 24 буровика «Кольской», которые до сих пор считаются пропавшими без вести. Этот статус дает право их родственникам получить крупную компенсацию.
— Семьям погибших компания должна будет выплатить по 10 годовых окладов, — поясняет «Известиям» источник в АМНГР. — Таким образом, выплаты составят 5–13 млн рублей в зависимости от должности погибшего.
Однако родственники погибших рискуют не получить эти деньги из-за сложного финансового положения АМНГР. После крушения «Кольской», когда погибли 53 человека, у компании не хватает денег даже на текущие нужды: ремонт судов и регулярные зарплаты работникам. Прежний руководитель АМНГР Юрий Мелехов сразу после крушения буровой направил письмо Правительству России с просьбой оказать помощь компании в постройке новой буровой платформы и обеспечению ее заказами. Ущерб от гибели «Кольской» он оценил в 5,5 млрд рублей. Однако в правительстве, по данным «Известий», посчитали «нецелесообразным» оказывать помощь судовладельцу, утопившему платформу.
В июне 2012 года Юрий Мелехов и большинство его заместителей были отправлены в отставку. Компанию, оказавшуюся на грани банкротства, возглавил президент ОАО «Московская нефтегазовая компания» Виктор Шевчук. Руководители госкомпании «Зарубежнефть», которой принадлежит 100% акций АМНГР, поручили ему вытащить компанию из кризиса.
— Сейчас в компании введена жесткая экономия, у заместителей отобрали персональные машины, даже мобильная связь сотрудникам не оплачивается, — рассказывает «Известиям» собеседник в АМНГР. — Ситуацию усугубляет то, что буровые платформы «Мурманская» и «Валентин Шашин», которые приносят реальные деньги и «кормят» всю компанию, в августе поставят на плановый ремонт.
По словам источника «Известий», платформу «Мурманская», работающую во Вьетнаме, должны были поставить на ремонт еще в декабре 2011 года.
— Буровую должна была заменить «Кольская», но она утонула, — поясняет «Известиям» собеседник. — В итоге срок работы «Мурманской» продлили, хотя она находится в плачевном состоянии. С «Шашиным» такая же история.
По данным источника «Известий» в АМНГР, в компании уже началась реорганизация — на продажу выставлены пять судов. Также намечается сокращение персонала на треть. Сейчас в компании работает около 1 тыс. человек.
Председатель первичной профсоюзной организации АМНГР Александр Кудасов также подтвердил «Известиям», что в компании в скором времени ожидается реорганизация.
— Я пока я не знаю, как она будет проходить, — заявил «Известиям» Кудасов. — Официально пока никаких бумаг от руководства к нам не поступало.
По словам председателя Нефтегазстройпрофсоюза России по Мурманской области Ростислава Загороднего, сокращение в АМНГР официально не объявлено, однако уже происходит «выдавливание» людей: пенсионерам предлагают в добровольно-принудительном порядке увольняться, рассматривается идея сокращения экипажей вспомогательных судов.
— Финансовое положение АМНГР очень скользкое, — поясняет «Известиям» Загородний. — Последние пять лет предприятие реально не работало, а сдавало суда в аренду за мизерную плату. Единственный доход компании приносило бурение скважин по заказам «Зарубежнефти». Но этот доход шел на погашение всех долгов. Теперь компания должна выплатить компенсации семьям погибших буровиков.
В компании АМНГР заявили «Известиям», что выполнят все обязательства перед семьями буровиков.
— Я бы не связывал распродажу судов с выплатами компенсаций, — заявил пресс-секретарь АМНГР Андрей Бобров. — На продажу выставлены суда, которые не работали и несколько лет стояли в отстое. Для нас это лишний балласт.
Он подтвердил, что в компании намечается реорганизация.