Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Банки-монолайнеры проигрывают банкам-универсалам

Исключение составляет лишь рынок кредитных карт, следует из подсчетов Национального бюро кредитных историй
0
Банки-монолайнеры проигрывают банкам-универсалам
Фото: архив редакции
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Диверсицифируй, а то проиграешь

Банки, выдающие преимущественно потребительские кредиты (то есть такие займы составляют 70% портфеля), теряют свою совокупную долю на этом рынке. Об этом «Известиям» рассказали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Такие банки-специалисты или монолайнеры, то есть делающие ставку на один сегмент, в начале 2011 года формировали 69% всех займов, предоставленных гражданам на покупку товаров. Ко II кварталу этого года их доля на рынке снизилась до 61%.

Аналогичная ситуация наблюдается по другим видам розничных кредитов. Так, банки, в портфеле которых более 70% кредитов приходится на ипотечные займы, занимают (по итогам I квартала 2012 года) в совокупности 14% соответствующего рынка. При этом по итогам IV квартала 2010 года у них было 26%. На рынке автокредитования доля банков, которые специализируются на данном виде займов, сократилась за тот же период с 16% до 15%.

Исключение составляют лишь банки, которые преимущественно выдают кредитные карты. По данным на начало апреля этого года, на их долю приходится 23% от общего портфеля кредитов, выданных с использованием карт. В начале 2011 года они выдавали всего 19%, говорится в отчете НБКИ.

Банки сужали специализацию в кризис

Директор по розничным рискам Номос-банка Алексей Каликин поясняет, что после кризиса 2008 года многие банки сфокусировались на тех направлениях кредитования, в которых они имели наибольшие успехи и обладали большим опытом. Это могло привести к росту специализации в 2010 году.

— После преодоления кризисных явлений банки снова стали размораживать ранее закрытые направления, например, ипотеку, что могло привести к большей сегментации рынка, — говорит Каликин.

Вдобавок сегодня в банковской рознице растет конкуренция, добавляет гендиректор НБКИ Александр Викулин:

— Банки отходят от стремления просто продать заемщику один вид кредита — сейчас они стараются удовлетворить все его потребности, в том числе и за счет тех видов кредитования, которыми ранее не занимались.

Аналитик «ТКБ Капитал» Надежда Крупенникова подчеркивает, что специалистами в потребкредитовании являются в основном 
небольшие банки, которым сложнее, чем крупным, привлекать фондирование в условиях нестабильности — поэтому их темпы кредитования замедляются.

— К тому же последние два года крупные банки также активно начали осваивать перспективное направление розничного кредитования, в результате чего «специалисты» теряют свою долю рынка, — говорит Крупенникова.

Снижение доли банков-специалистов на розничном рынке связано еще и с увеличением активности на нем других игроков, считает зампредседателя правления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. Ранее, по его словам, банки, в специализации которых не было розничного кредитования, не очень активно шли на данный рынок. Но в ситуации, когда перечень качественных заемщиков в корпоративном секторе ограничен, банки стали больше внимания уделять рознице, поясняет Андрюшкин.

Председатель правления «Ренессанс Кредит» Алексей Левченко указывает, что в чистом виде банки-монолайнеры практически исчезли, а бизнес-модели оставшихся имеют определенные риски, которые могут привести к некомпенсируемым убыткам.

— Банки действительно стремятся диверсифицировать свои кредитные портфели. Кроме снижения рисков внедрение новых продуктов способствует росту повторных продаж уже существующим клиентам и увеличению объемов бизнеса в целом, — говорит Левченко.

Кредитные карты стоят особняком

Рынок кредитных карт в рамках этой статистики является исключением, так как карточный монолайнер — ТКС-банк — входит в топ-5 в этом сегменте, указывает зампредседателя правления Банка Хоум Кредит Юрий Андресов.

— Это вносит коррективы в статистику всего сегмента, — отмечает он.

Это исключение глава департамента маркетинга и банковских продуктов Росбанка Дмитрий Ищенко объясняет тем, что кредитная карта является высокотехнологичным продуктом: для ее успешной продажи и поддержки банку нужно иметь хорошо развитую специализированную IT-платформу и технологии.

— Не у всех банков они есть, поэтому некоторым универсалам еще сложно конкурировать с банками, специализирующимся на продаже кредитных карт, — говорит Ищенко.

Еще один аргумент — большой потенциал роста карточного сегмента, добавляет Левченко из «Ренессанс Кредит». Сегодня, по его словам, рынок кредитных карт растет намного быстрее рынка розничных кредитов в целом. Если за 2010–2011 годы рынок розничных кредитов увеличился на 55%, то рынок кредитных карт — на 105%.

— Ожидаем, что в будущем такая тенденция сохранится, — указывает Левченко.

Комментарии
Прямой эфир