Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Самые комфортные в мире города — те, где люди могут безопасно передвигаться пешком, где на улицах играют дети. Большинство европейских мегаполисов стараются ограничивать автомобильное движение, параллельно организуя маршруты для общественного транспорта, велосипедные дорожки и т.п. Особенно в этом деле преуспели Берлин, Париж, Бордо, Лондон. Пешеходные пути в Москве на сегодняшний день — побочный продукт мегаполиса, организованного только для автомобилей. Но ведь в городе живут люди, а не машины.

Играет роль и тяжелое наследство — радиально-кольцевая структура города, которая ежедневно создает настоящий транспортный коллапс. Любое перемещение проходит через центр, иначе просто никуда не доехать. В Париже, когда-то тоже имевшем подобную схему, сделали квадратную сетку дорог, решив таким образом вопрос. В Москве возможность предотвращения этой проблемы предусмотрели давно: по Генплану 1972 года планировалось построить так называемые хорды — магистрали, соединяющие разные части города в обход центра. Правда, идея так и осталась на бумаге — в то время у населения просто не было такого количества личного транспорта. Но в 1990-е и нулевые годы количество автомобилей стало расти гигантскими темпами. Ситуацию усугубило еще и то, что в центре города оказались расположены восемь вокзалов, к которым подходят железнодорожные пути. Так как все дороги ведут через центр, люди не могут выбрать параллельные пути, как, например, в Лондоне, а едут «гуськом» по одной и той же линии. Решением могла бы стать комплексная транспортная конструкция, при которой все подъездные пути к вокзалам надо опустить под землю и сделать там же пересадочные пункты на метро, скажем, как в Нью-Йорке. В качестве еще одного варианта можно привести строгое административное регулирование. В том же Лондоне максимально затруднено пользование частными автомобилями в центре города — если вы нашли парковочное место, вы не сможете остановить там машину более чем на 40 минут. В противном случае вас ждет серьезный штраф. Однако прежде чем ввести такие жесткие правила, в столице Великобритании провели полную реконструкцию метро и организовали бесперебойную работу такси. В Бордо и Флоренции строят новые трамвайные пути, потому что людей хотят пересадить на общественный транспорт, у которого есть своя, выделенная территория для движения.

Понятно, что для оздоровления транспортной и связанной с ней пешеходной систем требуется коренная комплексная реконструкция, решение таких глобальных задач, как продление радиально-кольцевой структуры Москвы, решение проблемы железнодорожного транспорта, разрезающего ткань города подъездными путями восьми железнодорожных вокзалов, проблемы парковок автомобилей и т.д. То есть задачи на годы при почти бесконечном бюджете.

Но у Москвы есть все предпосылки стать более комфортным городом прямо сейчас. Например, организовать новые пешеходные пути, соединяющие важные культурные точки города, и сделать прогулки в центре города приятными. Если они будут проходить вдоль центральной реки, то это будет еще и красиво. Исторически сложилось так, что Москва-река всегда была хозяйственной территорией, вокруг которой стояли склады, пакгаузы, организованы пристани. К воде было сложно подойти. С развитием автомобилизации река освободились и там пустили транспорт, но прогуливаться вдоль воды по-прежнему сложно. Даже по тем же Воробьевым горами. Летом там просто гуляют, потому что больше нечего делать, а зимой невозможно долго ходить, потому что холодно. В таких местах обязательно должны быть кафе и кофейни, газетные и книжные лавки, иными словами, «убежища», куда можно зайти, чтобы укрыться от дождя, ветра, холода. В центре города на довольно небольшом расстоянии друг от друга расположены важные культурологические зоны: «Красный Октябрь», парк Горького, Пушкинский музей, ЦДХ, Музеон — рядом с каждым из этих мест есть набережные, одетые в камень, не оставляющие пешеходам никакого шанса для комфортной прогулки от одного места к другому. У нашего бюро есть концепция, готовая к реализации, которая объединит эти институции, создав возможность променада по низким набережным, как бы пристроенным вдоль уже существующих гранитных стен-берегов. Это не потребует заоблачных капиталовложений: конструкция перехода шириной около 4 м может быть сделана из дерева и металла, легко собираться и разбираться. При этом в короткие сроки образуется  большая пешеходная зона, которая, с одной стороны, свяжет важные для города  культурные центры, а с другой — образует одну их самых протяженных пешеходных улиц города. А если эту улицу обустроить, то есть шанс получить самую удобную и посещаемую пешеходную зону Москвы. 

Автор — партнер архитектурного бюро Wowhaus

Комментарии
Прямой эфир