Арт-обзор
«Мастерская vsкинопроцесс»
Видеоарт давным-давно уже не воспринимается в качестве маргинальной формы искусства, но некоторая «обочинность» ему все-таки присуща – прежде всего, по отношению к кинематографу. Создатели «настоящего кино» смотрят на видеоартистов с нескрываемым пренебрежением, хотя в моменты творческого кризиса не прочь позаимствовать у «младших собратьев» какие-нибудь сценарные ходы и стилистические приемы. Художники же, занятые видео, нередко втайне мечтают проложить собственную дорогу к широкому прокату, но только не за счет уступок масскульту.
Размышления на подобные темы может породить выставка трех выпускников Школы имени Родченко, представляющих в ГЦСИ свои новые проекты. Пожалуй, объединяющим фактором для Дмитрия Венкова, Даниила Зинченко и Петра Жукова служит их приверженность традициям французского «антропологического кино». А если приглядеться поближе, то обнаружится еще и совместное увлечение идеями русского космизма. Впрочем, едва ли этих авторов следует считать истинными последователями «Общего дела» Николая Федорова – скорее, речь идет об игровой интерпретации утопического учения. По сути же, авторы работают ощутимо по-разному.
До 1 июля
Государственный центр современного искусства
Зоологическая ул., 13, тел.: (499) 254 84 92. Вторник – воскресенье с 13.00 до 20.00.
«Мы. Люди страны. Лучшие фотографии ХХ века»
Уже больше двух десятилетий прошло с той поры, как не стало Страны Советов, а отношение нашего социума к былому «государству трудящихся» по-прежнему мало напоминает о консенсусе. Что, впрочем, и неудивительно: слишком уж личным был советский опыт старших поколений и неоднозначным – постсоветское начало биографии у поколений новых.
Поэтому едва ли получится сплотить сегодняшнее общество на базе одинакового понимания советской истории. А вот интерес к той эпохе – неважно, позитивный или негативный, – как раз свойствен большинству населения. Так что устроители выставки «Мы. Люди страны» сделали беспроигрышную ставку, предложив публике фотопортреты предшественников.
Если из экспозиции такого рода изъять пропагандистский аспект, она неминуемо окажется близка всем – хотя бы потому, что фотографии предков способны магнетизировать даже помимо воли смотрящего. Проект включает три сотни портретных снимков 1910-х – 1980-х годов, то есть охватывает буквально весь советский период. Среди авторов немало знаменитостей: упомянем имена Аркадия Шайхета, Марка Маркова-Гринберга, Якова Халипа, Игоря Гневашева.
До 16 сентября
Центр фотографии имени братьев Люмьер
Болотная наб., 3 стр. 1, тел.: (495) 228 98 78. Вторник – пятница с 12.00 до 21.00, суббота и воскресенье с 11.00 до 21.00.
Иван Лунгин «Астения»
Отсутствие разветвленного сюжета тоже может служить сюжетом. В искусстве, особенно современном, примеров этому найдется множество. Все дело заключается в том, чтобы не исчезала внутренняя интрига, которая вовсе не обязательно связана с интригой внешней. У художника Ивана Лунгина, сына известного кинорежиссера, имеется такого рода тяга к скрытому драматизму, несмотря на то, что его проекты последних лет не слишком похожи друг на друга. Он показывает то в чистом виде инсталляции, то фотографию, то живопись на раскладушках – и вроде бы трудно говорить о его «фирменном стиле». Но вот потаенное, не форсированное автором напряжение присутствует в большинстве работ.
Не стал исключение и проект «Астения», где Иван Лунгин предлагает созерцать парижские и московские брандмауэры. Сложно представить себе элементы городского пейзажа, которые были бы менее занимательны, чем глухие противопожарные стены. Так что концепция автора выглядит почти как вызов, как намеренное игнорирование зрительской тяги к изобразительным эффектом. Однако визуальное разнообразие Лунгин замещает философской подоплекой и несколько невротическим подтекстом. Совершенно понятно, что среди зрителей он ищет не поклонников, а единомышленников.
До 22 июля
«Открытая галерея»
Трубниковский пер., 22 стр. 2, тел.: (495) 772 27 36, (499) 530 27 27. Среда – пятница с 15.00 до 20.00, суббота – воскресенье с 14.00 до 18.00.