Создание в России института уполномоченного по правам предпринимателей — это давно назревший шаг. Или даже скорее запоздалый.
Лично я не жду от Бориса Титова, которого президент Владимир Путин назначил на эту должность, каких-то чудес уже в ближайшее время. Вообще об относительном успехе или провале миссии Титова можно будет судить не раньше чем через год. Думаю, что привычных для политиков 100 дней в этом случае будет явно мало.
Я бы призвал сейчас не торопиться давать личностную оценку новому федеральному омбудсмену и не нагружать его излишними ожиданиями. Понятно, что предыдущий опыт всегда может быть полезным, но суждения о прошлых делах и достижениях главы «Деловой России» в данном случае не имеют особого значения, потому что создается абсолютно новый институт и как себя человек проявит на новом поприще, еще совсем не ясно.
В то же время я не могу сказать, что мне абсолютно не важна личность того, кто будет отстаивать законные права отечественного бизнеса. Например, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин выглядит очень достойно. Но такая оценка у меня в большей степени ассоциируется не с самой этой должностью, а с Лукиным как личностью.
То же самое могу сказать и про уполномоченного по правам ребенка Павле Астахове. Конечно, я не всегда согласен с его заявлениями, но это рабочие моменты — у каждого из нас есть свое мнение. Но как Павел Астахов делает свою работу, с какой энергией выражает свою позицию, причем ясно и открыто — это мне импонирует.
Мне бы хотелось, чтобы и в предпринимательской сфере был создан какой-то постоянный институт, который мог бы успешно функционировать при любом омбудсмене и любом президенте. Надеюсь, тогда у России появится реальный шанс переместиться в рейтинге инвестиционно привлекательных стран хотя бы в первую сотню.
Очевидно, что федеральный омбудсмен не должен заниматься урегулированием или лоббированием интересов каких-то отраслей. Понятно, что у импортеров и экспортеров могут быть разные бизнес-интересы, как и у поставщиков ГСМ и сельхозпроизводителей, но ключевое слово — это инвестиционный климат в стране, который будет общим для всего бизнеса.
Однако и функции арбитра Бориса Титову, видимо, все равно придется исполнять. Главное, чтобы за деревьями всегда был виден лес. То есть проблемы с конкретными сделками конкретных бизнесменов должны носить знаковый характер и выводить на тему бизнес-климата в стране в целом. Вот это зона ответственности уполномоченного по правам предпринимателей и его функционал, но в большей степени это вопрос выстраивания системы, выстраивания взаимоотношений органов власти и бизнеса.
Мне нравится, что омбудсмен получит особый процессуальный статус, сможет отстаивать интересы как отечественного, так и иностранного бизнеса в судах, приостанавливать ведомственные инструкции и действия чиновников. Но без наработанной практики и при отсутствии понятных общепризнанных инструментов говорить о реальной полезности функции защитника прав предпринимателей, пожалуй, слишком рано.
И еще один момент. Говоря о защите прав предпринимателей, я бы предложил отказаться от своеобразной региональной «сегрегации» бизнеса. Мы все заинтересованы в работающих законах и разумных ведомственных нормативных актах, в том, чтобы существовали взаимодействие и слаженность в решениях по всей вертикали как законодательной, так и исполнительной власти. И в этом смысле интересы предпринимателей — как в столице, так и в регионах, с российским или иностранным паспортом — абсолютно едины.
Автор — член наблюдательного совета Московского кредитного банка