Арт-обзор
Алексей Каллима «Считай, что тебе повезло»
Больше двух десятилетий галерея Марата Гельмана входила в число ведущих отечественных институций, занятых современным искусством, — и вот настала пора попрощаться с этим заведением. Правда, арт-поприще Гельман покидать не планирует, более того, даже выезжать с территории ЦСИ «Винзавод» не собирается. На прежнем месте с сентября начнет функционировать некоммерческий проект «Культурный альянс», акцентирующий внимание на художниках из российских регионов. А последним галерейным мероприятием стала выставка «Считай, что тебе повезло» Алексея Каллимы.
Вообще-то он тоже одно время назад был художником из провинции (конкретно — из Грозного), но за десяток лет сумел прочно закрепиться в столичной художественной элите. Эксперименты с формой и содержанием привели этого автора к нынешней живописной манере, которая кому-то может показаться скучноватой. Вместо былого «чеченского» или «футбольного» драйва на теперешних холстах Каллимы царит проза жизни — иногда с оттенками лирики, иногда с намеком на абсурд, но никак не на фантасмагорию. В старые времена подобный подход к искусству и к жизни незатейливо именовали реализмом. Хотя трудно представить, чтобы лауреат премии «Инновация» окончательно нашел себя именно в таком качестве.
До 24 июня
Галерея «М&Ю Гельман»
4-й Сыромятнический пер., 1 стр. 6, тел.: (495) 228-11-59. Вторник – воскресенье с 12.00 до 20.00
Мария и Наталия Арендт «Пушкин — наше всё»
Популярность Александра Сергеевича Пушкина в качестве персонажа выдуманных историй не сравнится с чьей-нибудь другой. Вспомнить хотя бы хармсовские «случаи» в духе иронического абсурда. Да и в постмодернистской традиции подобных примеров наберется немало. Довольно показательно, кстати, что ни в одном из таких сюжетов фигура великого поэта не превращается в сатирическую мишень. Вольность обращения с героем — не синоним издевательства. Этот же подход ощутим в новом проекте сестер Арендт, где жизнь Александра Сергеевича преподнесена в намеренно китчевой, но обаятельной манере.
Посредством вышивок, аппликаций, раскрашенных скульптур и коллекции артефактов биографии поэта придается неожиданное измерение. Свою установку авторы объясняют личными мотивами: дело в том, что их прапрадед был тем самым лейб-медиком, которому не удалось спасти знаменитого пациента после ранения на Черной речке. Теперь художницы словно дают поэту гипотетический шанс пожить подольше — но в роли, которая ему самому вряд ли показалась бы возможной.
5 июня – 5 июля
Выставочный зал Литературного музея
Трубниковский пер., 17, тел.: (495) 695-46-18. Вторник, четверг, суббота с 11.00 до 17.00, среда, пятница с 14.00 до 18.00
Лев Грановский «Гефест / Вулкан»
Два имени одного античного бога, «ответственного» за стихию огня, вынесены в заголовок этой экспозиции довольно закономерно. Согласно авторской установке, Вулкан здесь олицетворяет извержение земных недр, а Гефест выступает покровителем металлургии. Связь между природным бедствием и индустриальным производством может кому-то показаться надуманной, но на фотографиях Льва Грановского она выглядит весьма убедительной. Там и там — красота огня и изысканность фактур. Геолог по профессии, взявший в руки фотокамеру относительно недавно, начал свою художественную карьеру, естественно, со съемок вулканов — на Камчатке, на Гавайях, в Исландии. А тема Череповецкого металлургического комбината возникла позднее, словно в пандан. Концепция выставки родилась сама собой: пусть Гефест воссоединится с Вулканом.
31 мая – 24 июня
Мультимедиа Арт Музей
Остоженка, 16, тел.: (495) 737-66-47. Вторник – воскресенье с 12.00 до 21.00
Ольга Солдатова «ФизКультУра!»
«Большой стиль» советской эпохи впервые подвергся переосмыслению еще в 70-е годы прошлого столетия. Тогда появились образчики соц-арта — художественного течения, которое пародировало и высмеивало соцреалистические каноны. Но прошло время, и сатирические мотивы постепенно стали замещаться ностальгическими. Например, художник и дизайнер Ольга Солдатова уже долгое время вдохновляется в своем творчестве советской эстетикой. Правда, идеология вынесена здесь за скобки — остается любование формой. Очередной проект Солдатовой, показанный в новой галерее в Центре дизайна Artplay, посвящен культу атлетизма и здоровья. В основе этих мозаик (именно в такой технике предпочитает работать автор, разнообразия применение смальты вышивкой бисером и стразами) лежит, как водится, изобразительность в духе 1920–1930-х годов.
24 мая – 26 июля
Musivum Gallery
Нижняя Сыромятническая, 10, тел.: 8 (926) 539-03-66.