Первый день лета явно порадовал валютных спекулянтов — им есть, чем заняться: курс рубля обвалился сразу на 82 копейки. Центробанк, хранивший в течение последних турбулентных дней гордое молчание, все же решился на словесные интервенции и устами своего главы Сергея Игнатьева пообещал следить за ситуацией, но не предпринимать пожарных действий. Конечно, в эти «заклинания» уже давно мало кто верит, но вот реальные шаги ЦБ, предпочитающего не тратить понапрасну валютные резервы, явно вызывают понимание у профессионалов.
Сергей Игнатьев прямо признал, что движение курса рубля к верхней границе бивалютной корзины «связано не столько даже с текущим уровнем цены на нефть, сколько с ожиданиями того, что она будет завтра еще ниже. Если цена на нефть продолжит падение, то, возможно, — не обязательно, но возможно, — курс рубля продолжит свое ослабление. Но точно он будет слабеть гораздо меньшими темпами, чем это происходило в последние дни».
Это прямое признание того факта, что все пертурбации с курсом рубля на сегодняшний день — это чистой воды спекуляции.
Как практикующий банкир, готов с этим полностью согласиться. Я считаю, что ничего страшного на валютном рынке сейчас не происходит. Все спекулятивные настроения основаны на давних страшилках о том, что если цена на нефть упадет, а к этому добавится и кризис еврозоны, то курс рубля неминуемо рухнет.
Фьючерсы на нефть падают, ситуация вокруг Греции и других периферийных экономик еврозоны пока далека от разрешения, и плюс к этому — повышенный спрос на валюту со стороны отечественных госкомпаний.
Это обеспечило падение курса рубля на валютном рынке при слабых интервенциях Банка России. Я считаю правильным решение ЦБ не вмешиваться в спекулятивную конъюнктуру и позволить курсу рубля уйти вверх к границам валютного коридора. Нет никаких фундаментальных признаков (во всяком случае, пока), которые могли бы свидетельствовать в пользу того, что мы стоим на пороге длительной глобальной рецессии. Поэтому я имею все основания предполагать, что курс рубля в перспективе двух недель пойдет в обратную сторону, и те люди, которые сегодня запаниковали и купили доллары по повышенному курсу, завтра окажутся в проигрыше. Хотя, конечно, сегодня они негативно влияют на общие настроения и подогревают панику.
Я ожидаю, что уже на следующей неделе мы увидим техническую коррекцию курса рубля в обратную сторону. Конечно, при условии отсутствия негативных новостей с рынка нефтяных фьючерсов. В то же время, я не думаю, что курс вернется в те границы, в которых он находился, скажем, в середине мая.
Но в любом случае, нет никаких оснований ожидать, что Центробанк вдруг изменит свою позицию и станет гасить колебания курса массированными валютными интервенциями. Свободное плавание курса рубля в рамках валютного коридора способно лучше любых словесных интервенций охладить пыл спекулянтов. У меня есть все основания полагать, что ЦБ прекрасно понимает всю бесперспективность игры против рынка. И игры против собственного населения, которое вдруг начинает массово скупать иностранную валюту. Тем более в условиях, когда нет необходимости поддерживать национальную валюту любой ценой по политическим причинам, как это могло бы быть перед президентскими выборами.
Что же в этой ситуации делать простым гражданам, вкладчикам банков, которых в банковской практике принято называть «физическими лицами»? Я призываю включить здравый смысл и не играть на курсе рубля или доллара. И особенно не делать резких движений во время паники на рынке, потому что это всегда, по моим наблюдениям, ведет к проигрышу. Я не вижу ничего плохого в том, если кто-то для сбережения накоплений решит купить доллары. Или евро, если человек планирует провести отпуск в Европе. Это нормально для свободной экономики. Вполне консервативной представляется стратегия разделения накоплений по видам валют. Но панические метания из одной валюты в другую — кратчайший путь к финансовому краху. Я считаю, что если уж у непрофессионала вдруг возникло желание поиграть на Форексе, то лучше купить билет до Минска, пойти в казино, и поставить на «красное» или на «черное»: вероятность выигрыша, на мой взгляд, гораздо больше, и результат будет виден сразу.
И еще один момент. В комментариях экспертов в последние дни я порой встречаю упоминания о некой «второй волне кризиса» и т. д. Я — рационалист и считаю, что для того, чтобы образовалось цунами, требуется хотя бы землетрясение. В 2008 году в этом качестве выступил крах банка Lehman Brothers. Основанием для новой волны, мне представляется, может стать резкий обвал стоимости нефти до $70–75 за баррель или выход Греции из еврозоны.
Но даже и в этом случае наша банковская система будет способна противостоять мировому кризису гораздо более эффективно, чем это было четыре года назад, и не допустить катастрофических последствий для отечественной экономики. А пока мы имеем дело просто с паникой и спекуляциями на фоне не очень удачной конъюнктуры спроса и предложения на валютном рынке.
Автор — член наблюдательного совета Московского кредитного банка.