Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Алкоголь и табак у нас становятся общедоступными национальными продуктами

Руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк — об организации столичной торговли, уличных холодильниках и вендинге
0
Алкоголь и табак у нас становятся общедоступными национальными продуктами
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Зеленоградец Алексей Немерюк возглавил департамент торговли и услуг всего месяц назад. Как и его предшественник, он активно занимается наведением порядка в сфере мелкорозничной торговли. Об альтернативных предложениях для бизнесменов и о том, что будет построено на месте рынков, переданных городскими властями в частные руки, глава ведомства рассказал в интервью «Известиям».

— Алексей Алексеевич, одна из последних острых тем, связанных с департаментом, — это реорганизация мелкорозничной торговли. Будет ли что-то предложено не попавшим в новую схему предпринимателям взамен?

— Поймите, мы никого не выгоняем и не ликвидируем. Если у людей есть запрос на услугу, она будет им предоставлена. Но когда есть станция метро и она в три кольца опоясана одинаковыми палатками — это неприемлемо. Каждая услуга должна быть представлена в нужном количестве для жизни людей. Сейчас в круглогодичной нестационарной сети находится почти 9,6 тыс. объектов. Около 3,2 тыс. объектов мы разыграли на аукционах, а оставшиеся 6,4 тыс. были сохранены в схеме. Согласитесь, это достаточно внушительная цифра.

Интересный сегмент нестационарной торговли, который мы планируем развивать, — это мобильные форматы: автокафе, автомагазины. Реализовывать они будут социально значимый ассортимент, размещаться в торговых зонах, но при этом после окончания рабочего дня освобождать московские улицы и перемещаться на стоянки. Это реальная площадка для малого и среднего бизнеса, так что мы ожидаем значительный интерес к этому формату со стороны предпринимателей.

Помимо этого, в схему включаются объекты сезонной торговли, в этом году в нее вошло более 3 тыс. объектов. Это ролл-бары, тележки с мороженым, лотки для фруктов и овощей. Сейчас префектуры как раз проводят аукционы на эти объекты.

Нужно понять, главная наша задача — не сокращение мелкорозничной торговли, а придание ей цивилизованного вида. С одной стороны, это интересы бизнес-сообщества, дающего 20% бюджета Москвы, а с другой — это, в конце концов, здоровье нации. Алкоголь и табак у нас, к сожалению, становятся повсеместным общедоступным национальным продуктом.

— На новых территориях тоже будете сокращать засилье палаток и ларьков? 

— На новых территориях пока сохраняются прежние правила работы. Разумеется, мы тесно взаимодействуем по всем общим вопросам, но стараемся не делать резких движений. Пока все оставим как есть — для удобства предпринимателей и жителей.

— Палатки и ларьки убраны с улиц в соответствии с новой схемой размещения нестационарных объектов, но многие ликвидированы и по просьбам москвичей. Однако они же теперь сами жалуются на то, что им негде купить сигареты и что эти точки были востребованы. Почему, на ваш взгляд, так происходит?

— Основной вопрос на самом деле в формулировании четких критериев размещения объектов. Мы основываемся на расчетах обеспеченности торговыми площадями, тенденциях развития рынка и спросе жителей. 

Мэр Москвы Сергей Собянин на съезде совета муниципальных образований в среду озвучил свою позицию по поводу расширения полномочий муниципалитетов — огромный потенциал, заложенный в системе местного самоуправления, используется недостаточно. Выразителями мнения жителей должны стать именно избранные органы местной власти в районах.

— Ведутся переговоры с представителями бизнеса относительно будущего уличных холодильников. В департаменте заявляли, что прохладительные напитки, мороженое и пиво должны быть убраны внутрь самих павильонов. По мнению экспертов, из-за новых правил торговля может недополучить порядка 1,1 млрд рублей только за один сезон. Как относятся представители бизнеса к этому сейчас?

— В конце мая было принято решение об установке «переходного периода», в течение которого можно будет использовать уличное выносное холодильное оборудование. Продлится он до 1 ноября 2012 года, так что бизнес вполне успеет подстроиться под новые условия. В следующем году все холодильники действительно будут встроенными, но бизнес к этому готов.

— Как обстоят дела с внедрением вендинговой торговли в Москве?

— Сейчас департаментом с привлечением экспертного сообщества уже разработана Концепция развития вендинговой торговли в Москве. Мы здорово отстаем от мировых столиц в этом сегменте. Всего в Москве около 15 тыс. автоматов, в то время как, например, в Нью-Йорке более 200 тыс., а в Токио — все 500. К 2015 году мы планируем увеличить количество автоматов в Москве до 90 тыс. и ожидаем приток частных инвестиций в эту сферу в районе 34 млрд рублей.

— Власти намерены продать все рынки, находящиеся в собственности города, объясняя это тем, что «у города есть более важные функции». Сколько сможет выручить от такой приватизации бюджет? Что будет с площадками дальше, ведь для инвесторов они очень привлекательны?

— Озвучивать конкретные цифры пока рано. Принципиально другое — город от рынков не избавляется, на их месте может появиться только либо рынок, либо ТК с элементами рыночной торговли. Рынки выводятся из госсобственности, но остаются на прежних местах, просто в частных руках.

— И последний вопрос: как вы проводите свободное время, ведете ли Twitter, можно ли вас найти в Facebook?  

— Twitter веду, но времени на него почти нет — встаю в 5.30, возвращаюсь домой около десяти вечера. За нашими новостями можете следить на странице департамента в Facebook, мы там есть.

В свободное время увлекаюсь картингом и парашютным спортом, всего совершил более 300 прыжков, но работа сейчас на первом месте. Задачи, которые стоят передо мной в новой должности, действительно амбициозные, так что буду их решать.

Комментарии
Прямой эфир