Арт-обзор
«Золотой век русского фарфора и стекла»
У каждого декоративно-прикладного материала бывал свой период взлета, когда изделия из него особенно ценились и достигали шедевральных высот. Если задуматься, на какую именно эпоху в России пришелся золотой век фарфора и стекла, то нельзя не согласиться с устроителями нынешней выставки в ГИМе. Несомненно, вершинными были годы, связанные с правлением четырех императоров — Екатерины Великой, Павла I, Александра I, Николая I. Косвенным образом это нашло отражение в датировке экспозиции: здесь представлены произведения из фондов Исторического музея, которые были созданы в 1790–1830 годы.
Торжество классицизма и ампира заметнее всего выражено в предметах, предназначенных для дворцового обихода. Таковых на выставке немало, упомянем хотя бы фарфоровые вазы-колоссы, украшавшие некогда интерьеры государей и высокопоставленных вельмож в Санкт-Петербурге. Однако и вещицы поминиатюрнее могут привлечь внимание зрителей своей изысканностью — например, так называемые стаканы Вершинина с декоративными композициями между стенок. Особый раздел выставки образуют экспонаты, посвященные победе над Наполеоном.
30 мая — 8 октября
Государственный Исторический музей
Красная пл., 1/2, тел.: (495) 692-40-19. Понедельник, среда — суббота с 10.00 до 18.00, воскресенье с 11.00 до 20.00
«Гибель семьи императора Николая II. Следствие длиною в век»
Архивисты по определению не могут успевать за репортерами, зато у первых, в отличие от вторых, выводы обычно бывают основательными, объективными и максимально документированными. Казалось бы, тема расстрела царской семьи довольно давно перестала быть источником сенсаций: ведь обо всем уже рассказали по телевизору. Но существуют люди (и их немало), которым интересны детали, подробности, неискаженные факты. Одно дело новостная публицистика, и несколько иное — сумма документов и артефактов. В данном случае Федеральные архивы постарались предоставить исчерпывающий набор свидетельств, касающихся казни в подвале екатеринбургского дома Ипатьева.
Тут и ситуационная экспертиза, реконструирующая момент расстрела, подлинные пули, пронзившие тела царственных особ, и даже рубашка великого князя Николая Александровича, бывшая на нем в момент покушения на наследника русского престола в Японии (эти пятна крови послужили базовым источником для генетической экспертизы останков, найденных в Ганиной яме). Следствие по факту гибели царской семьи действительно тянулось почти столетие — теперь оно не только закрыто, но еще и подытожено выставкой.
26 мая — 29 июля
Выставочный зал Федеральных архивов
Б. Пироговская, 17, корп. 1, тел.: (499) 245-19-25, (495) 580-88-25. Среда — воскресенье с 12.00 до 18.00
Сергей Катран «Открой!!!»
Многие сегодняшние художники склонны работать не только на стыке жанров и технологий, но и на границах различных искусств. В данном случае Сергей Катран призвал на помощь Мельпомену и Талию — две музы, покровительствующие театру. И дело даже не в том, что его «интерактивная видеосимфоническая инсталляция», как назвал автор свое произведение, размещается в здании театра «Школа современной пьесы». Просто сам замысел предполагал актерскую игру в рамках затейливого сценария.
Зритель должен оказаться в гротескной ситуации жильца квартиры, в которую под разными предлогами пытаются проникнуть неожиданные персонажи. Запертые двери и экран видеодомофона воплощают всевозможные социальные фобии — впрочем, едва ли этот проект нацелен на извлечение из подкорки каких-то навязчивых кошмаров. Провокативная тревога уравновешивается иронией… Премьера инсталляции «Открой!!!» состоялась в начале года в питерской Al Gallery. Московский показ подразумевает новую редакцию проекта.
2 июня — 2 августа
Галерея «Комната»
Неглинная, 29/14, тел.: 8-919-765-82-33. Вторник — воскресенье с 14.00 до 18.00
«(+150) Взгляд: происхождение и власть. Энергия через поколения»
Энергетика — чрезвычайно доходная отрасль не только в России, но и в Европе. Правда, механизмы использования прибыли, в том числе на благотворительные проекты, у нас устроены по-разному. В частности, никогда не доводилось слышать, чтобы в отечестве нефтегазовые деньги шли на поддержку актуальных художников. А вот в Италии такое произошло: в 2008 году ведущей энергетической компанией здесь была учреждена премия TERNA — конкурс в области современного искусства, по многим параметрам сопоставимый с Turner Prize в Великобритании.
Существенное отличие состоит в том, что авторы должны представить на конкурс работы по определенной теме — как правило, связанной с энергией. Несмотря на недолгую биографию, премия уже обрела вес и солидность. Сейчас в московском Мультимедиа Арт Музее проходит выставка недавних лауреатов TERNA. Произведения 16 художников, победивших в нескольких номинациях, относятся к разным сферам современного искусства — здесь и мультимедийные инсталляции, и образчики видеоарта, и скульптурные объекты, и фотографии. Кстати, знакомство с этим конкурсом может оказаться не только платоническим: с этого года право участвовать в нем получили и российские авторы.
29 мая — 24 июня
Мультимедиа Арт Музей
Остоженка, 16, тел.: (495) 737-66-47. Вторник — воскресенье с 12.00 до 21.00