Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Заяц Дюрера и обезьяна фон Макса встретились в Париже

120 экспонатов выставки «Животная красота» представляют взгляд художников на братьев наших меньших
0
Заяц Дюрера и обезьяна фон Макса встретились в Париже
Александр Габриэль Декамп (1803-1860) «Обезьяна-художник в мастерской». Фото: предоставлено музеем Гран-пале
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Культура может обойтись без бумаги и даже без колеса, но не может без животных. Не зря они присутствуют во всех религиозных ритуалах первобытных обществ. На выставке «Животная красота» в парижском Гран-пале вечная связь «человек — животное» проигнорирована. 120 ее экспонатов посвящены львам и жукам, слонам и фламинго, и ни один — человеку.

В европейском искусстве традиция изображать животных насчитывает тысячелетия. На Елисейских полях собрали картины и скульптуры, начиная со времен Дюрера. Тот мог нарисовать носорога, не видя его вживую, по чужим описаниям (за настоящим пришлось бы ехать в Лиссабон, но времени на путешествие не было).

Получился довольно странный с точки зрения зоологии зверь, с маленьким рогом на горбу: видимо, привет мифическому единорогу, главному животному Средневековья, когда еще плохо различали животных вымышленных и реальных.

Когда же речь шла о рисовании с натуры, Дюрер как анималист не знал себе равных. Из венской Альбертины привезли его знаменитого «Зайца» — не в качестве доказательства первенства Дюрера, но чтобы украсить и без того удачный проект. Здесь собраны работы Джамболоньи и Гойи, Курбе и Джакометти, и даже наших современников.

Авторы Возрождения относились к изображениям животных как к возможности постичь невидимое глазом, проникнуть в глубь вещей. На гравюре, например, ящерицу изображали так, как ее видит человеческий глаз, — и тут же, в верхней части листа, помещалось изображение ее скелета.

Когда-то природа заменяла публике ТВ и интернет, ее обсуждали активнее, чем ток-шоу сегодня. Невиданных животных возили по городам и весям как главную новость дня. Жираф Карла X, подаренный ему турецким пашой, стал событием 1820-х — на выставке есть посвященная ему диарама, много и графики с его изображениями.

С развитием теории эволюции художники всё чаще представляли животных в ролях, свойственных людям. Эта традиция восходит еще к античности и многим обязана литературе: басни Эзопа и Лафонтена отождествляли человека и животного. Но нельзя забывать и науку, работы Ламарка и особенно труд Дарвина «О выражении эмоций у животных и человека». Мраморный орангутанг Франсуа Помпона (1930), выставленный среди прочих особей, — образец медитативного отношения к жизни.

Диапазон отношения к животным включает в себя и восхищение, и понимание их символического значения. Потому портреты собак знатных персон (особый источник доходов художников) соседствуют с животными — символами войны на офортах Гойи.

На Елисейских полях показывают и эскиз Габриэля фон Макса (1840–1915) к его знаменитой картине «Обезьяны — художественные критики». Фон Макс был обезьянофилом, каких мало. На его вилле на Штернбергском озере жили десятки обезьян, художник рисовал их, как звезд сцены.

На выставке есть раздел, придуманный для слепых и слабовидящих людей. Его экспонаты можно трогать — это скульптуры, не только бронзовые, но из гипса и даже пластика.

Животных вообще лучше трогать, когда они мраморные. Об этом напоминает судьба птицы додо, ставшей одним из героев выставки. Птица с острова Маврикий из-за человеческой глупости окончательно исчезла в 1755 году.

Сегодня додо известен как персонаж «Алисы в стране чудес» и по изображению на холсте из коллекции пражского императора Рудольфа II. С этого полотна ее срисовывали первые иллюстраторы сказки Кэрролла.

В Париж картину Яна Савери привезли из музея истории природы в Оксфорде (там же, но в музее Ашмолеан, хранится и единственная уцелевшая часть додо — ее голова). А из Швейцарии прибыло полотно Юрга Крайенбюля «Додо», где исчезнувшая птица изображена в виде чучела.

Анималистика — жанр, родственный науке. В 1870-е годы Эдвард Мейбридж создавал хронофотографии, чтобы доказать, что лошадь во время галопа практически летит: в какой-то момент все четыре ее копыта отрываются от земли. После этого Мейбридж сделал тысячи снимков, посвященных движению. Некоторые из них выставили в Париже.

ХХ век реабилитировал многих животных, которых человечество столетиями панически боялось, — от змей до насекомых. Скульптуры пауков Луиз Буржуа, летучей мыши Сезара — примеры того, как искусство помогает подсознанию вытеснять из себя лишнее.

Выставка продлится до 16 июля.

Комментарии
Прямой эфир