Архитекторы предлагают возвести вокзал в пяти минутах от Кремля
Третий семинар по развитию московской агломерации состоялся в прошедшие выходные. В мероприятии приняли участие в том числе иностранные архитектурные команды. Российские специалисты выделили из предложенных вариантов «вменяемые» и не слишком. Ко вторым относится, например, предложение о «запуске» Москвы-реки на новые территории, что московские архитекторы сразу назвали бредом.
Как и ранее, на семинаре со своими проектами выступили 10 архитектурных команд из России и других стран — Франции, Испании, США, Италии, Нидерландов. Однако если ранее специалисты рассказывали о своем общем видении будущего московского региона, то сейчас представили ряд конкретных предложений.
Так, французская команда Antoine Grumbach et Associes еще раз напомнила свою идею о строительстве большого железнодорожного кольца, которое связало бы все аэропорты столицы. А вместе с ним, по убеждению французов, должны быть возведены четыре новых вокзала в ближайшем Подмосковье: Европейский, Балтийский, Азиатский и Южный.
— Если мы создадим такую быструю железнодорожную систему, то из Шереметьево в Домодедово можно будет добираться за 30 минут, — заявила представитель команды Борина Эндрю.
Еще одна идея французской команды — новое кольцо скоростного метро в центре города. Поезда там должны преодолевать 10 км за пять минут.
Несомненно самым ярким было выступление представителя американской команды Urban Design Associates из Питтсбурга. Они высказали ряд идей, которые стали главным предметом кулуарных обсуждений.
— Мы предлагаем построить подземную линию от станции «Киевская» до станции «Ленинградская» и еще одну подземную ветку от Казанского до Павелецкого вокзала, — заявил он. — Они объединят все станции. Их можно использовать и для поездов дальнего следования. Можно в центре города построить гигантский вокзал с площадью больше, чем главный вокзал Нью-Йорка. Вокзал будет там, где стояла гостиница «Россия». В итоге вы получите совершенно потрясающий железнодорожный узел в пяти минутах от Кремля.
Российские коллективы между тем более критично отнеслись к самой идее освоения новых территорий. Хорошо зная мегаполис, московские специалисты порекомендовали обратить внимание прежде всего на его внутренние резервы.
— Мы имеем по разным оценкам внутри Москвы то же самое количество территорий, которые можно застроить, — заявил гендиректор ООО «Архитектурно-дизайнерская мастерская А.А. Чернихова» Андрей Чернихов. — Куда экономичнее рассматривать процесс реновации промышленных зон, которые встроены в инфраструктуру города.
Особо остановился Чернихов на вопросе о переезде органов власти на новые территории. Он привел в пример подмосковное правительство, для которого было построено дорогое здание на внешней стороне МКАД. Туда должны были переехать из столицы все областные ведомства.
— Ни одно из них не покинуло столицу, — заявил Чернихов. — Они просто открыли представительские кабинеты в этом роскошном здании и преспокойно остались в столице на местах, чему я был свидетелем, посетив чиновников в своих кабинетах, из которых они должны были выехать пять лет назад.
Также он привел в пример Германию, где переезд правительства из Бонна в Берлин разрабатывался 10 лет. Говоря о решение транспортных проблем, Чернихов согласился, что нынешние вокзалы, расположенные в центре города, должны быть закрыты, как в Париже, либо превращены в музеи. Новые вокзалы должны быть построены ближе ко МКАД.
По итогам семинара вице-президент Союза архитекторов России, член экспертной комиссии конкурса Максим Перов заявил, что, на данный момент видит лишь четыре команды с «вменяемыми проектами».
— Остальные на этом семинаре представили, в моем представлении, бред, — заявил он.
Перов, вспоминая выступление американца, сообщил, что только на первом этапе можно было фантазировать, а сейчас участники должны были проработать конкретные вещи.
— Вокзал в центре Москвы с подземными путями — это, конечно, хорошо, просто прекрасно. Это было модно 10 лет назад , но с тех пор мода и логика изменились, — отметил он.
Еще одной подобной идеей Перов назвал желание иностранных специалистов «немножко перенаправить» Москву-реку, чтобы запустить ее на новые территории.
— При этом, наверное, нужно поставить несколько тысяч таджиков, чтобы они крутили архимедовы винты в порядке альтернативных источников энергии, — в шутку заметил Перов.
Он еще раз напомнил, что результата могут добиться испанцы во главе с Рикардо Бофиллом, предложившим идею «линейного города», нидерландская команда ОМА с идеей строительства четырех спутников вокруг Москвы, коллектив Андрея Чернихова и архбюро «Остоженка».