Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
Госдолг США превысил рекордную отметку в $36 трлн
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Армия
Группировка войск «Запад» взяла в плен одного украинского боевика
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Мэрилин Монро в гостях у Сталина

Ретроспективная выставка Леонида Сокова «Угол зрения» объединила полярных персонажей
0
Мэрилин Монро в гостях у Сталина
Два профиля, 1989 бронза, плакат из коллекции Шалвы Бреуса, Москва. Источник: mmoma.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Художественная практика под названием «соц-арт» еще в конце 1990-х перешла в разряд музейного ретро. Почему так скоропостижно? Самое простое объяснение из возможных состоит в том, что соцартистская эстетика базировалась на пародии, на высмеивании казенных советских штампов. Завершилась эпоха — пропала и надобность в иронии по сему поводу. 

Однако имеются и более затейливые объяснения того, почему соц-арт сегодня не слишком актуален. Например, если рассмотреть это течение как российскую вариацию западного поп-арта, то следует как раз удивиться, по каким же причинам явление просуществовало столь долго. И даже если решить, что соц-арт был провозвестием нашего, сугубо отечественного постмодернизма, то опять-таки не должно казаться странным, что закат интернационального стиля совпал с угасанием российского феномена.  

Так или иначе, в последние годы сложилась ситуация, сходная с формулой Бориса Гребенщикова «рок-н-ролл мертв, а я еще нет». Основоположники соц-арта продолжают работать, не торопясь трансформировать привычную для себя манеру в угоду переменчивой моде. Тем самым они словно достраивают свои музейные ретроспективы на прежнем фундаменте. Именно такого рода выставку куратор Андрей Ерофеев планирует показать в Москве. Хотя художник Леонид Соков больше 30 лет обитает в Нью-Йорке, фигура эта занимает видное место в хрониках нашего современного искусства.

Пожалуй, само понятие соц-арта без Сокова непредставимо. Его скульптуры и арт-объекты выражают игровую, карнавальную сущность метода. Среди других «отцов-основателей» соц-арта этот художник выделяется особой приверженностью к мотивам русского фольклора, к лубочным схемам — с поправкой на постмодернистский дискурс, разумеется.

Любопытно, что восприятие давних работ Леонида Сокова со временем изменилось. Почти скоморошеское скрещивание советских символов с фетишами западной культуры (наиболее известные комбинации: памятник Ленину встречается с модернистской скульптурой Альберто Джакометти, а образ Сталина образует парадоксальную пару с изображением Мэрилин Монро) — такое скрещивание выглядело когда-то сатирой именно на коммунистическое мироустройство.

Теперь же здесь все чаще усматривают иронию планетарного масштаба. И все же Соков считает себя художником сугубо русским — хотя бы потому, что, по его собственному признанию, способен опираться по-настоящему лишь на отечественную культуру и ментальность. Ретроспективная выставка включает более 120 произведений художника из государственных и частных коллекций России, Европы и США.  

Леонид Соков «Угол зрения» 

24 мая — 1 июля

Государственный музей современного искусства Академии художеств

Гоголевский б-р, 10, тел.: (495) 694 28 90. Вторник — воскресенье с 12.00 до 20.00

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир