Мэрилин Монро в гостях у Сталина
Художественная практика под названием «соц-арт» еще в конце 1990-х перешла в разряд музейного ретро. Почему так скоропостижно? Самое простое объяснение из возможных состоит в том, что соцартистская эстетика базировалась на пародии, на высмеивании казенных советских штампов. Завершилась эпоха — пропала и надобность в иронии по сему поводу.
Однако имеются и более затейливые объяснения того, почему соц-арт сегодня не слишком актуален. Например, если рассмотреть это течение как российскую вариацию западного поп-арта, то следует как раз удивиться, по каким же причинам явление просуществовало столь долго. И даже если решить, что соц-арт был провозвестием нашего, сугубо отечественного постмодернизма, то опять-таки не должно казаться странным, что закат интернационального стиля совпал с угасанием российского феномена.
Так или иначе, в последние годы сложилась ситуация, сходная с формулой Бориса Гребенщикова «рок-н-ролл мертв, а я еще нет». Основоположники соц-арта продолжают работать, не торопясь трансформировать привычную для себя манеру в угоду переменчивой моде. Тем самым они словно достраивают свои музейные ретроспективы на прежнем фундаменте. Именно такого рода выставку куратор Андрей Ерофеев планирует показать в Москве. Хотя художник Леонид Соков больше 30 лет обитает в Нью-Йорке, фигура эта занимает видное место в хрониках нашего современного искусства.
Пожалуй, само понятие соц-арта без Сокова непредставимо. Его скульптуры и арт-объекты выражают игровую, карнавальную сущность метода. Среди других «отцов-основателей» соц-арта этот художник выделяется особой приверженностью к мотивам русского фольклора, к лубочным схемам — с поправкой на постмодернистский дискурс, разумеется.
Любопытно, что восприятие давних работ Леонида Сокова со временем изменилось. Почти скоморошеское скрещивание советских символов с фетишами западной культуры (наиболее известные комбинации: памятник Ленину встречается с модернистской скульптурой Альберто Джакометти, а образ Сталина образует парадоксальную пару с изображением Мэрилин Монро) — такое скрещивание выглядело когда-то сатирой именно на коммунистическое мироустройство.
Теперь же здесь все чаще усматривают иронию планетарного масштаба. И все же Соков считает себя художником сугубо русским — хотя бы потому, что, по его собственному признанию, способен опираться по-настоящему лишь на отечественную культуру и ментальность. Ретроспективная выставка включает более 120 произведений художника из государственных и частных коллекций России, Европы и США.
Леонид Соков «Угол зрения»
24 мая — 1 июля
Государственный музей современного искусства Академии художеств
Гоголевский б-р, 10, тел.: (495) 694 28 90. Вторник — воскресенье с 12.00 до 20.00