Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Флоту может понадобиться еще один «Иван Грен»

Командование ВМФ планирует достроить второй десантный корабль проекта 11711
0
Флоту может понадобиться еще один «Иван Грен»
Большой десантный корабль «Иван Грен», построенный по заказу Минобороны РФ на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Фото: РИА НОВОСТИ/Виктор Гусейнов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Брата-близнеца большого десантного корабля (БДК) «Иван Грен», спущенного на воду на прошлой неделе в Калининграде, планируют построить по заказу военно-морского флота. Как сообщил «Известиям» высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, сейчас решается, в какой комплектации будет заказан корабль судостроителям.

— Судьба проекта 11711 будет решаться после постройки второго БДК. То есть второй такой корабль мы планируем заказать, а потом будем решать, строить ли дальше корабли этого типа, — пояснил представитель ВМФ. 

Он пояснил, что «Иван Грен» предназначен для высадки десанта прямо на берег. Для этого БДК «садится» носовой частью на мель и распахивает в носу огромные «ворота». Такой способ очень хорош для безлюдных берегов, но бессмысленен под огнем береговых войск противника.

Другие типы десантных кораблей высаживают десант с помощью катеров или вертолетов — как, например, французский «Мистраль». Очевидно, что ВМФ России, закупая «Мистрали», сосредоточится на таком способе высадки десанта, который еще называется «загоризонтный» — корабль может высадить десант вне зоны прямой видимости с берега, тогда как БДК нужно «воткнуться» в берег.

С другой стороны, БДК не требуется дополнительных десантных средств, за счет чего имеет большую полезную нагрузку. Сейчас в составе ВМФ России около 20 БДК. Два из них в августе 2008 года участвовали в захвате грузинского порта Поти.

В Объединенной судостроительной компании (ОСК) «Известиям» сообщили, что никаких документальных решений по постройке второго БДК ВМФ пока не принял.

— Калининградский судостроительный завод «Янтарь», на котором построен «Иван Грен», конечно, готов начать строительство хоть завтра. Но флот должен определиться с обликом второго корабля, поэтому проект первого менялся трижды, — пояснил собеседник «Известий».

По его словам, изначально «Иван Грен», спроектированный в 1998 году, должен был обладать мощным вооружением, включая системы ПВО. В 2004 году корабль начали строить именно по этой концепции.

Однако уже в 2006 году после смены руководства ВМФ от большей части вооружения «Ивана Грена» решили избавиться. В итоге БДК превратился в слабовооруженный транспортник «с десантным потенциалом». В таком виде корабль и был спущен на воду 18 мая 2012 года в Калининграде.

— Нам пришлось порезать корпус корабля, уничтожить помещения, где должны были размещаться системы ПВО. Сейчас вряд ли флот захочет оставить этот проект в таком виде, — объяснил представитель ОСК.

По его словам, если флот не предоставит «Янтарю» техзадание в ближайшее время, второй корабль этого проекта может не попасть в гособоронзаказ 2013 года, который должен быть подписан уже в октябре 2012 года. В таком случае закладка корабля состоится только в 2014 году.

Кроме того, по словам собеседника «Известий», многие системы вооружения и управления, под которые проектировался «Иван Грен» в 1998 году, уже сняли с производства и теперь конструкторам придется внедрять на этот проект новые системы.

— Много всего уже просто не выпускается — дизели, насосы, турбины, артиллерийские системы. Что-то сильно устарело — например, электроника. Сейчас многие комплектующие имеют абсолютно другие размеры, характеристики, стоимость, так что разработать новое техзадание флоту придется в любом случае, — рассказал источник.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков пояснил, что флоту в том виде, в каком спустили на воду «Ивана Грена», второй корабль не нужен.

— Надо строить полноценный корабль, чтобы он имел и средства ПВО, и мощные ударные компоненты, и возможность выбрасывать и защищать десант. А «Ивана Грена» можно отправить в гражданское судоходство, — заявил эксперт.

По словам Сивкова, корабли этого проекта намного нужнее флоту, чем «Мистрали», однако из-за того, что у флота все еще нет единой стратегии и понимания, какие корабли и для чего ему нужны, проект 11711 может быть оставлен без внимания.

Водоизмещение БДК «Иван Грен» составляет 5 тыс. т, скорость — 18 узлов. Длина корабля — 120 м, ширина — 16,5 м, осадка — 3,6 м. Численность экипажа — 100 человек. На вооружении стоят 76,2-миллиметровая пушка, две шестиствольных 30-миллиметровых зенитных установки, две пусковых установки РЗСО «Град» и транспортно-боевой вертолет Ка-29.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...