Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Меня поразило, насколько терпеливы московские пешеходы»

Урбанист Ян Гейл — об «автомобильном нашествии» на Москву, велодорожках для клерков и специальных площадках для митингующих
0
«Меня поразило, насколько терпеливы московские пешеходы»
Фото:ИЗВЕСТИЯ/ Анна Исакова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Датский архитектор, консультант по вопросам городского дизайна Ян Гейл примет участие в разработке концепций ряда масштабных московских проектов — благоустройстве ЦАО, развитии столичной агломерации, а также создании городской велосипедной инфраструктуры. Урбанист рассказал «Известиям» о том, как сделать, чтобы Москва соответствовала лозунгу «город для жизни, для людей».

— Господин Гейл, во время вашего визита в Москву вы встречались со столичным мэром Сергеем Собяниным. Каковы ваши впечатления?

— У меня был крайне конструктивный и интересный диалог с господином Собяниным. Мэр выразил сильное желание сделать все, чтобы улучшить жизнь москвичей, сделать городскую среду более комфортной. Он очертил ряд актуальных вопросов и мероприятий, запланированных для достижения поставленной цели. 

Нынешний слоган Москвы — «город, удобный для жизни и для людей». Я считаю, что он отлично выражает суть будущих преобразований. К сожалению, Москва сейчас не очень соответствует этому девизу. Главная проблема столицы в том, что приоритет отдается автомобильному движению и автомобильным стоянкам. А за тем, чтобы людям было комфортно в публичных пространствах, да и за развитием этих пространств следят пока не очень-то внимательно. Впрочем, в ближайшее время, насколько известно, ситуация должна измениться к лучшему.

— Что необычного вы заметили в Москве?

— Меня поразило, насколько терпеливы московские пешеходы. И это учитывая то, что они поставлены в условия, которые намного хуже, чем в других городах! 

В Москве в эти дни происходит множество политических протестов. Например, молодые люди, митинговавшие на бульварах, по подсчетам столичных властей, нанесли ущерб городскому хозяйству на 20 млн рублей. С вашей точки зрения, нужно ли каждому мегаполису отдельное место для протестов, вроде Гайд-парка в Лондоне?

— Во многих городах демонстранты проводят свои акции на площадях перед парламентом или зданием местной администрации. Подобные площадки, как правило, имеют твердые поверхности и не страдают от того, что там собирается много людей. Вероятно, такое размещение политической активности могло бы быть подходящим и для Москвы. Вряд ли стоит изолировать протестующих на отдельных площадках. Это не самым лучшим образом сказывается на дружелюбности атмосферы города.

— В одном из своих интервью вы говорили, что «некоторые города просто непригодны для велосипедов». Как вы думаете, подходит ли Москва для велодвижения? 

— Есть большая разница между созданием велосипедной инфраструктуры для рекреационных поездок («воскресная» езда) и для поездок в офис («понедельничная» езда). В зависимости от этого Москва может заимствовать опыт разных городов. Если власти хотят пересадить на велосипеды клерков, то начать стоит с одного района города, а потом уже оценивать результаты. Сосредоточиться на конкретном месте намного лучше, чем нескоординированные действия в разных частях города. Но инфраструктура в этом единственном районе должна быть сделана, что называется, «от и до». 

Я буду помогать развивать велосипедное движение в Москве, и именно определение предпочтительного типа езды станет первым шагом в моей работе. Вторым станет подробное обсуждение особенностей велосипедной инфраструктуры и сроков ее появления.

— Как вы оцениваете транспортные нововведения в Москве?

— Я не очень хорошо ориентируюсь в том, что происходит сейчас у вас в транспортной сфере. Но создание пешеходных улиц, огораживание тротуаров от паркующихся автомобилей, создание выделенных полос для общественного транспорта — меры, которые используются и в других странах. На такие шаги власти идут, чтобы уменьшить давление от «автомобильного нашествия» и улучшить условия для остальных участников движения.

Электронные сервисы, которые позволяют людям пожаловаться на недостатки дорог, разумеется, также могут оказаться полезными. Как только я узнаю больше о Москве и о ее проблемах, которые требуют скорейшего решения, я смогу лучше представить, какие методики других стран могут тут пригодиться.

— Что вы думаете по поводу грядущего расширения Москвы? Есть ли у вас универсальные рекомендации, как должен развиваться пригород? 

— Крайне важно, чтобы расширяемая Москвы стала демонстрационной площадкой принципов городского планирования XXI века. Одним из таких принципов является «зеленая» мобильность: передвижение пешком, на велосипеде и действительно удобном общественном транспорте.

Кроме того, развитие Москвы должно быть транспортно-ориентированным. Это принцип, согласно которому все люди живут и работают в пешей доступности от хорошо развитого, комфортного общественного транспорта. Города, которые развиваются в этом направлении, как правило, можно схематично изобразить в виде «жемчужин на нитке», то есть они имеют не моноцентричную, а линейную планировку.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...