Авиадиспетчеры попали под перегрузку


Федеральный профсоюз авиадиспетчеров просит Общественную палату вмешаться в ситуацию с безопасностью полетов в России. Авиадиспетчеры утверждают, что летом пассажиропоток на рейсах увеличивается, нагрузка на них резко возрастает, при том что часть оборудования морально устарело и требует замены. Такие условия труда, по мнению профсоюза, могут привести к катастрофе.
Авиадиспетчеры забили тревогу перед началом летнего сезона, который считается пиковым в гражданской авиации.
— Полеты над Москвой небезопасны, — заявил «Известиям» председатель профсоюза российских авиадиспетчеров Андрей Булин. — Пассажиропоток в московских аэропортах каждый год увеличивается на 20%, возрастает нагрузка на каждого конкретного авиадиспетчера, люди перестают справляться с объемом работы, поэтому увеличивается риск катастроф.
По данным Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД),
в этом году ожидается рост интенсивности движения на 7-10%.
По числу предварительных заявок от авиакомпаний с июня по сентябрь МЦ АУВД
планирует объем полетов до 2200-2300 воздушных судов в сутки. И в МЦ АУВД утверждают, что полностью готовы к летней навигации: провели тренировки персонала и проверили оборудование.
Недавно МЦ АУВД собирал конференцию по теме безопасности полетов над Москвой, однако члены профильного профсоюза попасть на нее не смогли.
- Сначала прислали приглашение на пресс-конференцию, чтобы мы смогли там задать все наболевшие вопросы, однако за 20 минут до начала мероприятия нам ответили отказом — организаторы испугались возможных конфликтных ситуаций, — рассказывает «Известиям» член профсоюза авиадиспетчеров России Дмитрий Яровой.
Корреспондент «Известий», посетивший пресс-конференцию, вместо представителей профсоюза задал вопрос о нормативах труда авиадиспетчеров в аэропортах.
— Нормативы труда авиадиспетчеров существуют: установлена
тридцатишестичасовая рабочая неделя, определена продолжительность смены и
регламент перерывов. Не существует нормативов пропускной способности при работе
двух авиадиспетчеров. А именно такая практика действует в МЦ АУВД, — заявил
директор филиала ФГУП МЦ АУВД Владимир Ужаков.
Представители МЦ АУВД заверяют, что рост интенсивности воздушного движения не
приводит к росту риска катастроф и опасных сближений
- Статистика это
подтверждает: если в 2010 году было шесть опасных сближений, то в 2011 году их
было только два, в этом году за пять месяцев зафиксировано одно, - уверяет Ужаков.
В свою очередь авиадиспетчеры уверенны, что МЦ АУВД невыгодно принимать эти нормативы, потому что в ином случае придется набирать дополнительный персонал и нести дополнительные расходы.
— Нам эти нормы нужны не потому, что это прихоть профсоюза, речь идет о жизнях пассажиров и пилотов. Когда у одного авиадиспетчера 18 самолетов на связи, он физически не может держать всю информацию в голове, у него бардак в воздухе — при таких условиях о безопасности полетов говорить не приходится, — заявили «Известиям» в профсоюзе.
В Общественной палате (ОП) вопрос о безопасности полетов считают злободневным.
— Нам были предоставлены многочисленные примеры того, как в результате ошибок авиадиспетчеров происходила опасность сближения самолетов, а до столкновения оставалось менее 15 секунд. Недопустимо уменьшался и разрыв между взлетами различных самолетов, — заявили «Известиям» в ОП.
Бунт авиадиспетчеров поднялся вслед за бунтом пилотов, выложивших открытое обращение пилотов гражданской авиации — письмо, написанное в жестком провокационном стиле, наделало немало шума в интернете.
«Завтра мы начнем вас убивать, россияне. Ты, читающий сейчас эти строки — потенциальный претендент на пронумерованную строчку в скорбном списке, который несколько дней будут крутить по всем новостным каналам страны», — пишет екатеринбургский пилот под ником dimlan.
Конфликт пилотов с Минтрансом произошел якобы из-за новых поправок в приказе № 139, которые сократили количество пилотов при дневном полете с трех до двух человек. Пилоты уверены, что сделано это из-за экономии денег, и это может привести к гибели пассажиров и летчиков.
Пилотов возмутило то, что дневная смена по факту считается не с момента вылета борта, а от времени начала рабочей смены пилота. Таким образом, пилот, вылетевший в 23.00 и приземлившийся утром следующего дня уже в другой стране, формально совершает лишь дневной рейс. Если пилот через час-два летит обратно в другой временной пояс, ему засчитывают дневной полет. По словам пилотов, стало нормой, когда они проводят за штурвалом 14–15 часов, а не 12, как было до поправок Минтранса.
Летчики считают, что в первую очередь этот приказ выгоден авиакомпаниям: большинство полетов становятся дневными, а зарплату нужно платит двум летчикам, вместо трех.
«В том, что на исходе 14-часовой полетной смены экипаж рано или поздно ошибется, сомнений нет ни у кого. Предельно переутомленный летчик в критической ситуации не боец, и известно мне это не понаслышке», — пишет в своем обращении екатеринбургский пилот.
В пресс-службе Министерства транспорта сообщили, что эти поправки — пока только законопроект, который находится на стадии обсуждения, и непонятно, из-за чего поднялся шум.