Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

В Петропавловской крепости воздали должное «Котомании» и котоманам

В основе экспозиции — около 300 открыток рубежа XIX–XX веков. Посетителям разрешили брать с собой своих котов
0
В Петропавловской крепости воздали должное «Котомании» и котоманам
Предоставлено пресс-службой Государственного музея истории Петербурга
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выставка в Петербурге составлена по материалам частных коллекций, собственного собрания Музея истории Санкт-Петербурга, а также Музея кошки. В основе экспозиции — около 300 открыток рубежа XIX–XX веков. Кошек тогда рисовали во всей Европе.

Мода пришла из викторианской Англии, где стали изображать домашних животных за типичными человеческими занятиями, от чаепития и пения до воспитания подрастающих поколений и увлечения модой. В кошачьей тематике возникают даже эротические темы. На выставке в Петропавловской крепости они, правда, не столь многочисленны, и это хорошо — в залах полно детей. 

Фотографии, на которых изображены коты, известных литераторов-петербуржцев Александра Куприна и Иосифа Бродского детям, конечно, интереснее с точки зрения рассматривания животных, а не их знаменитых владельцев.

Вокруг четырехлапых строится и вся интерактивная программа выставка — возможность прямо в зале довязать шерстяного Длиннокота, написать текст для «Кошачьего словаря», а то и просто нарисовать своего младшего друга.

Несмотря на внешнюю легкомысленность, выставка правильно выстроена дидактически. Одним из важнейших ее элементов стали обширные комментарии, крупно напечатанные на стендах. Здесь даже поднимается вопрос о том, выжили ли кошки в ленинградскую блокаду.

Особый раздел выставки посвящен сатирическим лубкам 1914 года — коты играли важную роль в идеологической пропаганде. «Кайзер-кот был бешен, на войне помешан и за то будет повешен», — читаем на одном из лубков серии «Картинки — война русских с немцами», отпечатанных в литографической мастерской Ш. Буссена. А художники мастерской В. Шмигельского иронизировали над образом животного-неприятеля: «Васька — кот прусский, враг русский».

Кошку, впрочем, всегда воспринимали неоднозначно. Есть коты — герои иллюстраций детских книг (в Петропавловке показывают рисунки из «Кота в сапогах» Перро, «Кита и кота» Заходера, «Игрушек» Барто, «Усатого-полосатого» Маршака), а есть персонажи китча, активно эксплуатирующие образ хищника, пусть и в фарфоровом обличье.

Были кошки и образцом высоких жанров, или, сказать точнее, персонажами из жизни парижской богемы. Швейцарско-бельгийский художник Теофиль-Александр Стейнлен постоянно рисовал этих животных (в Эрмитаже хорошая коллекция его работ) и в итоге не только оставил огромное количество посвященной им графики, но и плакат с главной кошкой мирового авангарда рубежа XIX–XX веков — той, что стала символом знаменитого парижского кабаре Chat Noir.

Если вспоминать кошек, не уместившихся на петербургской выставке, можно назвать и египетских красавиц (питерские музеи полны кошачьих скульптур с берегов Нила), и персонажей советских мультфильмов. От дважды экранизированной «Сказки о глупом мышонке» до мультальманаха «Знакомые лица» (1966), запечатлевших две басни Сергея Михалкова. В последних нет ничего специфически петербургского — разве что общероссийское. Вот как завершается басня «Коты и мыши», впервые опубликованная в «Правде» в 1954 году: «Когда бы у меня читатели спросили, / О чем завел я в этой басне речь, / Я им ответил бы, что данный кот Василий / Жрал то, что должен был стеречь! / А этаких котов, не ловящих мышей, / Из кладовых пора бы гнать взашей!»

Впрочем, связанных с искусством котов так много, что им не уместиться ни в одном музее мира. В Эрмитаже они живут в подвале, в Петропавловке тоже обитают во многих углах. Одно из заданий «Котомании» предлагало найти крепостных котов самостоятельно. Неудачникам на всякий случай разрешили приходить на выставку с собственными котами — такое котолюбие редко встретишь у музейных кураторов.

Но лучшим из экспонатов стала копилка по сбору средств для Центра помощи бездомным животным «Потеряшка». Многие спрашивают, что такое акционизм в искусстве — вот ясный ответ.

Выставка открыта до 27 мая

Комментарии
Прямой эфир