«Чужое» и «свое» Николая Фешина
Говоря о русских художниках из первой волны эмиграции, обычно добавляют, что их заграничная карьера оставляла желать лучшего — во всяком случае, не приводила к тому уровню популярности и достатка, который прежде был у них на родине. Исключений из этого правила не слишком много, но они всё же есть.
Живописец Николай Фешин, перебравшись в 1923 году на жительство в США, сумел достичь там заметных успехов. Правда, впоследствии американские искусствоведы стали рассматривать свою историю искусства ХХ века под иным углом, выводя на первый план фигуры авангардистов.
Роль Фешина, который всегда был художником традиционным, при такой постановке вопроса несколько затушевалась. Но сейчас интерес к его творчеству пробудился вновь — в том числе благодаря коллекционерам из постсоветской России.
До отъезда из страны жизнь Николая Фешина была тесно связана с Казанью: там он провел детство, преподавал одно время в местной школе изобразительных искусств, часто работал на натуре в окрестностях города. Да и потом, в Америке, он предпочитал столичной суете неспешное провинциальное существование. Например, несколько лет на рубеже 1920–1930-х годов Фешин провел в знаменитой художественной колонии в Таосе, штат Нью-Мексико. Тем не менее тяга к определенной замкнутости, даже самоизоляции от богемных кругов не помешала ему получить известность по обе стороны океана.
Престарелый Илья Репин когда-то назвал своего ученика по Императорской Академии художеств лучшим в России живописцем. В Америке мнение Репина вряд ли кого-то могло бы заинтересовать, но всё же Николай Фешин и там достиг славы выдающегося портретиста. Ему позировали признанные знаменитости — вспомнить хотя бы голливудскую звезду Лилиан Гиш. Однако художник не превратился в салонного мастера: его заокеанские работы позволяют увидеть, что он оставался верен принципам искусства правдивого и рафинированного одновременно.
Самое крупное российское собрание работ Николая Фешина хранится в Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Разумеется, преобладают здесь произведения раннего периода. Они положены в основу проекта, однако на выставке демонстрируются холсты и рисунки из ряда заокеанских и отечественных музеев. Пожалуй, это самая полная ретроспектива Фешина из когда-либо показанных.
«Николай Фешин. К 130-летию со дня рождения»
23 мая – 29 июля
Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус)
Лаврушинский пер., 12, тел.: (495) 951-13-62. Вторник — воскресенье с 10.00 до 19.30