Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Исламиста на службе ВСУ заподозрили в убийстве наемника
Армия
Штурмовики ВС РФ пробрались в тыл ВСУ в районе Новомихайловки
Мир
Лавров назвал условия возобновления диалога по стратегической стабильности
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» уничтожили опорные пункты ВСУ на южнодонецком направлении
Недвижимость
В Краснодаре стоимость жилья за год снизилась на 6%
Общество
Жителя Сахалина обвинили в убийстве 18-летней давности
Экономика
Chanel разрывает договоры аренды с российскими ТЦ
Мир
Полянский заявил об отсутствии у США права поучать другие страны в СБ ООН
Происшествия
В Белгороде в результате атаки ВСУ были повреждены 17 многоквартирных домов
Культура
Люк Бессон начал съемки новой экранизации «Дракулы» Брэма Стокера
Происшествия
Вулкан Эбеко на Курилах выбросил пепел на высоту 2,5 км
Интернет и технологии
В России начали создавать аналог PlayStation
Мир
На первичный ремонт рухнувшего в Балтиморе моста выделено $60 млн
Происшествия
Ветерана СВО забили до смерти в Пермском крае
Общество
Депутат Госдумы напомнил о штрафе за сжигание мусора на даче
Общество
Синоптик рассказал о погоде в выходные в Москве

«Чужое» и «свое» Николая Фешина

Работы русского американца выставлены в Третьяковской галерее
0
«Чужое» и «свое» Николая Фешина
Николай Иванович Фешин. Портрет Вари Адоратской, 1914 (фрагмент). Государственный музей искусств Татарстана, Казань
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Говоря о русских художниках из первой волны эмиграции, обычно добавляют, что их заграничная карьера оставляла желать лучшего — во всяком случае, не приводила к тому уровню популярности и достатка, который прежде был у них на родине. Исключений из этого правила не слишком много, но они всё же есть. 

Живописец Николай Фешин, перебравшись в 1923 году на жительство в США, сумел достичь там заметных успехов. Правда, впоследствии американские искусствоведы стали рассматривать свою историю искусства ХХ века под иным углом, выводя на первый план фигуры авангардистов. 

Роль Фешина, который всегда был художником традиционным, при такой постановке вопроса несколько затушевалась. Но сейчас интерес к его творчеству пробудился вновь — в том числе благодаря коллекционерам из постсоветской России. 

До отъезда из страны жизнь Николая Фешина была тесно связана с Казанью: там он провел детство, преподавал одно время в местной школе изобразительных искусств, часто работал на натуре в окрестностях города. Да и потом, в Америке, он предпочитал столичной суете неспешное провинциальное существование. Например, несколько лет на рубеже 1920–1930-х годов Фешин провел в знаменитой художественной колонии в Таосе, штат Нью-Мексико. Тем не менее тяга к определенной замкнутости, даже самоизоляции от богемных кругов не помешала ему получить известность по обе стороны океана.

Престарелый Илья Репин когда-то назвал своего ученика по Императорской Академии художеств лучшим в России живописцем. В Америке мнение Репина вряд ли кого-то могло бы заинтересовать, но всё же Николай Фешин и там достиг славы выдающегося портретиста. Ему позировали признанные знаменитости — вспомнить хотя бы голливудскую звезду Лилиан Гиш. Однако художник не превратился в салонного мастера: его заокеанские работы позволяют увидеть, что он оставался верен принципам искусства правдивого и рафинированного одновременно.     

Самое крупное российское собрание работ Николая Фешина хранится в Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Разумеется, преобладают здесь произведения раннего периода. Они положены в основу проекта, однако на выставке демонстрируются холсты и рисунки из ряда заокеанских и отечественных музеев. Пожалуй, это самая полная ретроспектива Фешина из когда-либо показанных. 

«Николай Фешин. К 130-летию со дня рождения»  

23 мая – 29 июля

Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус)

Лаврушинский пер., 12, тел.: (495) 951-13-62. Вторник — воскресенье с 10.00 до 19.30

Комментарии
Прямой эфир