Арт-обзор
«Canal Grande. Главная улица Венеции в итальянских фотографиях конца XIX – начала XX века»
Трудно припомнить городские пейзажи более хрестоматийные, чем виды Венеции. Мода на их изображение установилась еще в период могущества Венецианской республики и с тех пор никогда не проходила. Появление и развитие фотографии лишь привело эту тенденцию на новый виток — длительностью в полтора столетия. Казалось бы, такая фотографическая летопись не должна вызывать особого ажиотажа, ведь архитектурный облик города-музея почти не менялся с середины XIX века. Но получается ровно наоборот: зрители готовы с упоением сопоставлять свои сегодняшние впечатления с фотодокументами прежних лет, едва ли не как в детстве отыскивая «десять отличий». Именно эта интрига положена в основу гастрольной выставки в Музее архитектуры. Главным ее «героем» стал Гранд-канал, играющий в Венеции роль центральной улицы. Кадры, многие из которых сделаны в 1850–1870-е годы в знаменитых ателье Сальвиати, Алинари, Андерсона, не только относятся к числу ранних фотошедевров, но и позволяют сыграть в занятную историко-топографическую игру.
28 апреля — 1 июля
Государственный музей архитектуры (Аптекарский приказ)
Воздвиженка, 5, тел.: (495) 691-21-09, (495) 690-05-51. Вторник – пятница с 11.00 до 19.00, суббота и воскресенье с 11.00 до 18.00
«Координаты поколения / LXXV»
Этой выставкой ГЦСИ отмечает 75-летие сразу трех патриархов неофициального российского искусства. Будучи ровесниками и принадлежа к нонконформистскому движению позднесоветского периода, Виктор Пивоваров, Игорь Шелковский и Эдуард Штейнберг выглядят всё же очень разными художниками. В некотором роде они олицетворяют диалектический принцип единства противоположностей, что и попытался зафиксировать на юбилейной выставке ее куратор Леонид Бажанов. Уже в ходе реализации проекта пришло известие о кончине русского парижанина Эдуарда Штейнберга, но устроители решили не менять концепцию. Произведения из фондов ГЦСИ и нескольких частных собраний (у Штейнберга преобладают холсты, у Шелковского — скульптуры, у Пивоварова — альбомная графика) образуют зрелище, которое вряд ли может претендовать на полноту персонального представления, однако символический смысл соединения трех фигур здесь без труда прочитывается.
11–27 мая
Государственный центр современного искусства
Зоологическая, 13, тел.: (499) 254-84-92. Вторник – воскресенье с 13.00 до 20.00
«Общественный просмотр»
На протяжении нескольких десятилетий фигура Владимира Маяковского, демонстративно установленная на государственный пьедестал с надписью «Был и остается лучшим поэтом советской эпохи», задним числом отделялась от многих людей из его окружения. Некоторые вообще были вычеркнуты из официальной истории, другие задвинуты в тень. Но все это время в Государственном музее Маяковского, отмечающем в декабре свое 75-летие, собирались и хранились материалы, связанные с представителями «левого искусства». Здешние фонды представляют собой уникальную коллекцию, рассказывающую о 1910–1920-х годах не только правдиво, но и предельно художественно. Музейный юбилей отмечается несколькими выездными выставками. В частности, в галерее «Ковчег» сейчас расположилась графическая экспозиция из почти полутора сотен листов. Набор имен выглядит весьма впечатляюще: Александр Родченко и Давид Бурлюк, Василий Кандинский и Роберт Фальк, Казимир Малевич и Ольга Розанова, Александр Дейнека и Густав Клуцис… Да, не забыть бы упомянуть работы самого Маяковского. И еще следует добавить, что почти все эти богатства обретаются обычно в музейном запаснике, так что показ их на публике — чрезвычайная редкость.
18 мая – 1 июля
Галерея «Ковчег»
Немчинова, 12, тел.: (499) 977-00-88, 977-00-44. Среда – воскресенье с 12.00 до 18.00
Ганс Руди Гигер «Ретроспектива. Графика»
В знаменитом фильме Ридли Скотта «Чужой» образ инопланетного монстра выглядит настолько же фантасмагорическим, насколько и пугающе реальным. Как бы ни была глубока философия режиссера, визуальный ряд этой космической саги следует поставить в заслугу другому человеку. Ридли Скотт вдохновился сборником постеров под названием «Некромикрон» и пригласил поработать над дизайном своей кинокартины автора причудливой графики — швейцарца Ганса Руди Гигера. В конце 1970-х тот уже успел обзавестись определенной популярностью в узких кругах любителей фэнтези, но «Оскар», полученный им за «Чужого» в 1980 году, вывел Гигера на новую орбиту. Он стал классиком довольно специфического жанра искусства, для которого всё еще однозначного термина: можно услышать то про «фантастический реализм», то про «биомеханику», а то про «некроготику». Так или иначе, зловещий симбиоз органики и технологий Гигер сделал своим фирменным стилем, образчики которого демонстрируются сейчас в московском Планетарии. Площадка для художественной выставки несколько неожиданная, но к конкретному случаю вполне подходящая.
16 мая – 15 июля
Московский Планетарий
Садово-Кудринская, 5, стр.1, тел.: (495) 221-76-90. Понедельник, среда – пятница с 10.00 до 21.00, суббота, воскресенье с 10.00 до 22.00