Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

«Ничего дурного я режиссеру Бутусову не предложил»

Председатель комитета по культуре Дмитрий Месхиев о контрактной системе в театрах и собственном идеализме
0
 «Ничего дурного я режиссеру Бутусову не предложил»
TREND/Павел Долганов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В канун майских праздников театральный Петербург возбужденно обсуждал три новости: о решении театральной комиссии создать художественный совет, о будущих срочных контрактах с руководителями театров и о предложении Юрию Бутусову возглавить Театр им. Ленсовета в качестве штатного художественного руководителя. Председатель комитета по культуре объяснил «Известиям», почему он не считает театральный худсовет возвратом советской цензуры, чем хороша контрактная система в театре и почему режиссеру Бутусову не стоит воспринимать повышение по службе как наказание.

— Кто предложил создать худсовет для городских театров?

— Уважаемые члены театральной комиссии, которая работает с декабря прошлого года. Она была создана, напомню, чтобы разобраться в неоднозначной ситуации с Театром комедии им. Н.П. Акимова, но затем была «переформатирована» для оценки работы всех городских театров и обсуждения любых, зачастую полярных, мнений. В комиссию вошли худруки и директора театров, театральные критики, педагоги театральной академии, независимые режиссеры, народные артисты России и работники комитета по культуре, которые, кстати, представлены в явном меньшинстве.

— А кто автор идеи контракт­ной системы для руководителей театров?

— Идея не нова, но первым на заседании комиссии об этом заговорил режиссер Александр Белинский. Все его живо поддержали и в жарких дискуссиях определили сроки: первый контракт заключается на год, в дальнейшем, если все хорошо, продлевается до трех лет. Маститый худрук, который уже вывел свой театр на лидирующие позиции, в порядке исключения подписывает контракт сразу на три года. Новый же для города человек сначала должен проявить себя, и если худсовет и комитет видят, что он двигает театр в правильном направлении, контракт с ним продлевается автоматически. О том, что года вполне достаточно для определения вектора развития, убедительно говорил Виктор Новиков, худрук Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Я с ним согласен: за это время вполне можно выстроить взаимоотношения с труппой и сотрудниками театра и понять, куда и зачем ты театр ведешь. Годовой контракт — это своего рода творческий испытательный срок.

— Тем не менее эти нововведения напомнили всем ситуацию с печально известными советскими худсоветами. Не получится ли, что сегодня мы возвратимся к цензуре?

— Никакой цензуры — и вообще никаких ограничений — в происходящем нет. Наоборот, контракты и худсовет как раз смогут избавить театральных деятелей от дамоклова меча — законного права комитета по культуре уволить любого руководителя театра городского подчинения без объяснения причин. Я считаю, что контракт­ная система, хотя не я ее предложил и озвучил, дает человеку время и возможность себя проявить в театре. Понятно, что режиссер не начнет сразу пачками выдавать спектакли, но в течение года сделать одну-две премьеры он вполне может. Тем более что приглашенные на разовые постановки контрактники выпускают спектакли и за полтора месяца: приехал, поставил, уехал.

— Чем вы можете объяснить довольно нервную, мягко говоря, реакцию театрального сообщества на все происходящее?

— Честно говоря, она меня удивляет. Ведь информация о работе театральной комиссии открыта и совершенно прозрачна. Где же все, кто теперь возмущается, были раньше? Почему они не пришли в комитет, не попытались узнать, что происходит, не попытались сами ничего предложить? Ждали чего-то, молчали, а теперь волнуются, кто-то даже отказывается от своих слов и действий, кто-то начинает скандалить.

— Но скандал же не формируется на пустом месте.

— Для меня это «пустое место», потому что в данном случае действуют демократические принципы. Я предложил создать театральную комиссию, чтобы она своими решениями могла рекомендовать комитету по культуре совершать — или не совершать — определенные действия. Инициатива худсовета не «спущена сверху», а единогласно «проголосована» на комиссии и имеет целью разбираться с нестыковками театрального процесса. В том числе и с такими, как субъективизм, предвзятость, дележка на «своих» и «чужих».

— За критерии выдвижения кандидатов на пост худрука или директора театра тоже проголосовали единогласно?

— Да, «за» была вся комиссия, что документально подтверждают протоколы заседаний. Мы решили, что это может быть как самовыдвиженец, так и человек, представленный театром, худсоветом либо комитетом по культуре.

— А что у вас произошло с Юрием Бутусовым?

— Я Бутусову глядя в глаза сказал: «Юра, помнишь ли ты, что шесть лет назад, после кончины Владислава Пази, я тебе позвонил и упрашивал тебя возглавить Театр им. Ленсовета?» — «Да, конечно, помню». — «Тогда ты уехал работать в МХТ по контракту. Сейчас ты на срочном договоре в Ленсовета, а я предлагаю тебе штатную должность на посту художественного руководителя. Но при этом, Юра, тебе придется уделять театру достаточно времени для того, чтобы поставить его на ноги. Потому что театр раскачивает, и ты это сам прекрасно понимаешь». — «Да, конечно». — «Я бы очень хотел, чтобы ты согласился. Но, на мой взгляд, невозможно и нечестно сочетать руководство одним театром с работой в других. Прости, но ты полтора года исправно получал заработную плату главного режиссера, однако не поставил в своем театре ни одного спектакля, зато выпустил несколько постановок в театрах-конкурентах».

— Значит, у вас была не ссора, а спокойный, вежливый, уважительный разговор коллег?

— Я скажу больше: у нас был приязненный человеческий разговор. Но Бутусов заявил: «Я, скорее всего, все-таки уйду, потому что мне не очень нравится труппа Театра Ленсовета. Мне там не с кем работать». — «А как же твои ученики?» — «Так половина уже разбежалась, а те, кто остались, мне неинтересны». Он обещал дать окончательный ответ после майских праздников. Меня, правда, поразило, что он не выдвинул никаких встречных предложений, каких-либо разумных компромиссов или собственных идей по этому поводу. В моем представлении любой нормальный человек, получив предложение о работе, говорит: это меня устраивает, а на это я пойти не могу. Ничего дурного я Юрию Бутусову не предложил. Никто его не гонит — это он, видимо, хочет «уйти красиво». И убей меня бог, не понимаю, отчего все хотят защитить Бутусова, и почему он воспринимает свое повышение как угрозу или обиду.

— А почему об этом зашла речь именно сейчас?

— Я вызвал Юру на беседу на основании недовольства членов комиссии, которое по его поводу было высказано неоднократно и во всеуслышание. Я хорошо отношусь к Бутусову как к режиссеру, но свой последний хороший спектакль в Ленсовета он поставил в 2003 году, почти десять лет назад. Наверное, я идеалист, если пытаюсь упорядочить театральную жизнь города, методом проб и ошибок создать единую систему. И мне бы хотелось, чтобы наше движение вперед происходило в режиме мирного диалога, а не военных действий.

Комментарии
Прямой эфир