Арт-обзор
«Скульптуры Родена»
Музей Огюста Родена — не самая крупная из парижских достопримечательностей, зато весьма популярная. Особняк и уютный сад в центре города привлекают туристов со всего света, поскольку слава великого ваятеля всемирна. Казалось бы, личное посещение этого места — единственная возможность познакомиться с тамошней скульптурной коллекцией, включающей все работы мастера. Однако выясняется, что существует и другая возможность, пускай паллиативная.
В рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» в Москве демонстрируется международная передвижная выставка, состоящая из точных копий ряда роденовских изваяний. Поскольку речь идет о повторах, а не о подлинниках, устроители смогли позволить себе широкий демократический жест и разместили выставку прямо в здании ГУМа. Разумеется, «клонировать» и отправить на гастроли сотни скульптур, хранящихся в парижском музее, было нереально, но главные хиты вроде «Мыслителя» и «Поцелуя» в экспозиции представлены. Кроме изваяний, здесь фигурируют еще репродукции рисунков Родена и несколько примечательных фотографий.
До 15 июня
ГУМ
Василий Масютин. Графика
Крайне трудно — пожалуй, невозможно — представить, как бы выглядела история русского искусства ХХ века, не случись революции. Более того, рассуждать о прошлом в сослагательном наклонении — это типичный дурной тон. И все-таки возникают иногда сюжеты, которые сами собой провоцируют подобные мысли. Скажем, графические работы Василия Масютина сегодня мало кому известны даже в среде искусствоведов, но ведь могло бы все сложиться принципиально иначе. Биографический перелом в виде эмиграции (художник в 1920 году уехал из Москвы в Берлин, где обитал вторую половину жизни) повлек перелом и в карьере, дотоле вполне успешной.
Нет, формально у Масютина дела обстояли неплохо и в Германии — по крайней мере, не катастрофически. Тем более что в этой стране традиционно ценилось и ценится граверное мастерство, которому художник был искренне предан. Но масштабного триумфа ему там ждать не приходилось, а значит, можно говорить о недоиспользовании потенциала. Иллюстрации для дореволюционного журнала «Золотое руно» и циклы гравюр, исполненных в России, остались кульминационными произведениями этого художника, хотя в эмиграции работал он много. Нынешняя персональная выставка не только напоминает о подзабытом таланте, но и заставляет мысленно проинспектировать привычную иерархию ценностей. Могло ведь быть по-другому.
До 1 июля
Галеев-галерея
Б. Козихинский пер., 19/6, тел.: (495) 699-83-83, (495) 699-98-54. Вторник — пятница с 11.00 до 19.00, суббота и воскресенье с 12.00 до 18.00
Мария Арендт, Иван Квасов «Сон жены чудака»
Еще недавно казалось, что прошли те времена, когда феминизм был движением агрессивным и несколько даже истерическим. Правда, скандальные события последних месяцев (речь не только о панк-молебне Pussy Riot, но и о других эпатажных акциях — например, в исполнении киевской группы Femen) говорят вроде бы об обратном. И все же в большинстве своем сегодняшние феминистки разумны, сдержанны, ироничны без надрыва. Они отдают себе отчет, что предыдущие «битвы» с маскулинной культурой уже выиграны и теперь противостояние полов вполне может носить позиционный, то есть бескровный характер.
В такого рода «войне» юмористическое иносказание уместнее пафосных деклараций. Художница Мария Арендт, взявшись за выражение сегодняшних феминистских воззрений посредством вышивки, следует как раз подобной тактике. В ее новом проекте мужчины не обличаются, а просто выводятся за сценарные рамки, уступая место миру дикой природы. Впрочем, один представитель сильного пола здесь все же фигурирует — в качестве не персонажа, а соавтора. Поэт Иван Квасов предательски подыгрывает коварному женскому невниманию к мужским привычкам и увлечениям.
До 13 мая
Галерея Roza Azora
Никитский б-р, 14, тел.: (495) 695-81-19. Понедельник — суббота с 12.00 до 20.00, воскресенье с 12.00 до 18.00
Международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия 2012»
В нашей стране, некогда «самой читающей в мире», отношение к комиксам всегда было крайне снисходительным. Считалось, что рисованные сюжеты могут заинтересовать разве что школьников младших классов, поэтому комиксы (впрочем, в советское время их так не называли) обычно публиковались в детских журналах вроде «Мурзилки» и «Веселых картинок». Разумеется, ни о каких художественных достоинствах или экзистенциальных проблемах тут и речи не было. И лишь под занавес ХХ века вдруг выяснилось, что комиксы могут адресоваться и взрослой аудитории — во всяком случае, молодежной.
Этой изобразительной культуре посвящен фестиваль «КомМиссия», проходящий в Москве уже в одиннадцатый раз. Центральной темой нынешнего фестиваля объявлен социальный комикс, а главной выставкой станет проект под названием «Респект», объединяющий злободневные произведения двух десятков европейских художников. Помимо этого, ожидаются презентационный показ русского издания манги о далай-ламе и истории Тибета, персональная выставка датского иллюстратора и комикс-артиста Миккеля Соммера, шоу от французской студии Catfish Deluxe.
До 27 мая
Центр современного искусства «Винзавод»
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. тел.: (495) 917 46 46. Вторник — воскресенье с 11.00 до 21.00.