Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Михаил Матюшин и его "расширенное смотрение"

Две выставки в Петербурге напоминают о судьбе знаменитого авангардиста
0
Михаил Матюшин и его "расширенное смотрение"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Музей петербургского авангарда вблизи набережной реки Карповки и Каменноостровского проспекта на Петроградской стороне — не самый известный адрес у туристов. Хотя дом, в котором музей расположен, важен для русской культуры. Здесь бывали Малевич и Хлебников, Маяковский и Филонов, Горький и Крученых.

Дом называют штаб-квартирой русских футуристов, собиравшихся у жившего по этому адресу с 1912 года Михаила Матюшина (1861–1934). Музыкант и художник, он вошел в историю как автор знаменитой оперы русского авангарда «Победа над Солнцем».

В 1990 году дом сгорел, его отстроили заново и открыли в нем музей. Сейчас здесь показывают две небольшие по размеру, но запоминающиеся выставки — «Портрет жены художника» (точнее, жен, поскольку рассказывается о всех трех женах Матюшина) и «Расширенное смотрение».

Матюшин — человек из числа тех, о ком говорят: разносторонний талант. Родившись в семье крепостных в год отмены крепостного права, он всего добился сам. Отец от него отказался, мать воспитывала детей одна. Бедность не позволила ему поступить в Строгановское училище, куда звали: не на что было жить, приходилось зарабатывать.

К счастью, Матюшин имел способности в области не только изобразительного искусства, но и музыки. Он стал скрипачом в Придворном оркестре, где и прослужил много лет.

Его первая жена, Мария Патцак (1865–1915), была француженкой. Она умерла в России, хотя все их с Матюшиным четверо детей уехали во Францию. История их развода документирована на выставке благодаря копиям архивных документов. По ним видно, как сурово обошлась с разведенным духовная юстиция (он был осужден Духовной консисторией на вечное безбрачие) и как много усилий пришлось приложить, чтобы соединить жизнь с другой избранницей.

В 1912 году Матюшин женился на Елене Гуро (1877–1913), литераторе и художнице. Она умерла от белокровия, успев сделать гораздо меньше того, что обещали ее многочисленные дарования. Но их совместное творчество с Матюшиным (он писал, в частности, музыку к ее драмам) вошло в анналы футуризма. Ее портреты занимают главное место на выставке, насчитывающей всего 15 работ плюс документы.

Третий брак был удачным с точки зрения быта, хотя жена, Ольга Громозова (1885–1975), учеников Матюшина не очень привечала, считая, что те скорее досаждают мужу. Хотя они много помогали Матюшину в его исследованиях влияния звука на цвет. Вообще он был очень любознателен. Зная немецкий и французский языки, в 62 года Матюшин стал изучать английский.

Громозова писала для детей и подростков, ее книги выходили в основном уже после смерти мужа. Среди них — воспоминания о Бонч-Бруевиче, Воровском и Марии Ульяновой (сама она с молодости была марксисткой). Ее портреты, представленные на выставке, позволяют оценить ее характер, но не внутреннюю жизнь.

Впрочем, Громозова сохранила наследие мужа и передала его архивы в Пушкинский Дом и Музей истории Санкт-Петербурга (Музей петербургского авангарда — его филиал).

Ее дар и стал основой выставки «Расширенное смотрение», проходящей в соседнем с «Портретами жен» зале. Главным здесь остается графика 1920-х, связанная с матюшинской теорией «расширенного смотрения» (большинство из 60 работ экспонируется впервые).

Художник, считал Матюшин, смотрит иначе, чем обыкновенный человек. Он способен «видеть все разом, наполненно, сразу кругом себя»; видеть в процессе движения, в «цветосветопространственной» среде, одновременно центральным и периферийным зрением. 

Работы этих лет порой радикально отличаются друг от друга. «Морской пейзаж» 1921 года — это практически чистая абстракция. А вот эскизы плакатов 1930-х — «Береги колхозную машину» и «Ликбез» — пример того, как художник пытался в перезагруженной стране наладить отношения с новой действительностью.

Ничего хорошего из этих попыток получиться не могло, но судьба и не стала испытывать Матюшина на прочность  и верность его идеалам. Он вовремя умер — вовремя не с точки зрения искусства, предлагающего всем жить вечно, но из перспективы собственной судьбы. Большой террор его так и не дождался.

Выставка «Портрет жены художника» открыта до 6 мая, выставка графики — до 13 мая.

Комментарии
Прямой эфир