Открыт прием претензий к московским магазинам
Столичное правительство разрабатывает электронную книгу жалоб и предложений по торговым точкам Москвы. Как сообщила «Известиям» представитель департамента информационных технологий Елена Новикова, рабочее название портала — shopping.mos.ru. Кроме того, предполагается мобильное приложение, на которое владельцы смартфонов смогут присылать фотографии некачественных и просроченных продуктов.
Пресс-секретарь IT-департамента отметила, что портал shopping.mos.ru будет основан на данных о столичных магазинах из Торгового реестра Москвы. «Правда, этот реестр пока не в очень хорошем состоянии, так как бизнес не обязан представлять туда сведения, поэтому мы попросим жителей внести в него недостающие объекты и исправить ошибки», — пояснила пресс-секретарь IT-департамента.
Новикова добавила, что портал подготовят в течение нескольких месяцев, он будет работать по принципу сайта doroga.mos.ru — где москвичи жалуются на уборку дорог, работу светофоров и уличного освещения. На торговом портале можно будет высказать свое мнение о качестве товаров и уровне сервиса в магазинах. Помимо жалоб, москвичи смогут оставлять продавцам также благодарности.
По данным департамента торговли и услуг, на сегодняшний день в Москве насчитывается порядка 32 тыс. предприятий розничной торговли, из них 18,2 тыс. стационарных объектов и 13,8 тыс. — нестационарных. При этом 70% москвичей недовольны качеством продуктов питания в магазинах и на рынках. Примерно столько же жителей мегаполиса хотя бы раз сталкивались с невежливым обращением продавцов.
Эксперты отмечают, что бумажные книги жалоб давно устарели. Если в советское время за каждую претензию в них продавцов штрафовали или лишали премий, то сегодня администрации вообще не обязаны рассматривать жалобы, а тем более отвечать на них. Как власти поступят с интернет-претензиями, тоже непонятно, считает председатель общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» Михаил Аншаков.
— По нашему законодательству, плановые проверки торговых предприятий Роспотребнадзор может проводить не чаще одного раза в три года, — пояснил он. — Для внеплановых ревизий — по жалобам граждан — нужна санкция прокуратуры, которая дает добро только в случае серьезной угрозы жизни и здоровью людей. По 50% жалоб прокуратура проверки не разрешает.
По словам Аншакова, бдительным покупателям остается только идти в суд — но ради 30-рублевого йогурта с истекшим сроком годности этого делать никто не станет.
Столичные депутаты, в свою очередь, считают, что вопросами контроля качества продуктов должны заниматься не чиновники, а саморегулирующие организации (СРО), имеющие влияние на продавцов. «В создании очередного сайта за бюджетные деньги нет ничего хорошего», — отметил председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике, науке и промышленности Игорь Протопопов. При этом депутат признал, что такой СРО в столице нет.
Между тем производители и ритейлеры поддержали создание электронной книги жалоб.
Председатель правления национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко отметил, что сегодня различные интернет-обсуждения крайне популярны среди населения, поэтому оценка магазинов пользователями может иметь существенное влияние на репутацию торговых точек. «Но все жалобы обязательно нужно перепроверять», — подчеркнул он.
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский рассказал «Известиям», что крупные торговые сети, имеющие в штате десятки, а то и сотни тысяч сотрудников, не в состоянии отследить поведение каждого сотрудника. «В итоге, из-за непрофессионализма одного человека страдает имидж целого бренда», — отметил он. По словам Белоновского, ритейлеры готовы работать с новым порталом, когда он откроется, и реагировать на жалобы.