Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Олимпийские трамплины подорожали в 2,6 раза

Счетная палата проверила затраты на возведение объектов спортивной инфраструктуры в Сочи
0
Олимпийские трамплины подорожали в 2,6 раза
Фото: РИА НОВОСТИ/Виталий Белоусов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Счетная палата в марте провела комплексную проверку затрат на строительство лыжных трамплинов для сочинской Олимпиады, которым занимается ОАО «Красная поляна».  Аудиторы установили, что за 2,5 года сметная стоимость проектирования и строительства двух прыжковых трамплинов с сопутствующей инфраструктурой возросла в 2,6 раза — с 1,68 млрд рублей до 4,38 млрд рублей. Одним из факторов, способствующих столь ощутимому удорожанию объекта, по мнению СП, могла стать аффилированность организаций, осуществляющих функции заказчиков работ и их исполнителей.

ОАО «Красная поляна», по данным СП, на 29,9% принадлежит бизнесмену Магомеду Билалову, на 30% — компании «Зиланд Девелопмент» с Британских Виргинских островов, на 25% — «дочке» Сбербанка РФ ООО «Сбербанк-Капитал», на 11,4% — администрации Краснодарского края и на 3,7% — миноритариям. По мнению аудиторов СП, компания по сути контролируется Билаловым. 

«Зиланд Девелопмент и Билалов М.Г. взаимосвязаны через деятельность аффилированных юридических и физических лиц, одним из которых является ЗАО «НББ-Девелопмент», принадлежащая компании «Каролон Плейс Холдингс Лимитед», зарегистрированной на Британских Виргинских островах, — говорится в отчете СП. — Характер и способ исполнения инвестпроекта определяется мажоритарным владельцем акций «Красной поляны» через представителей в совете директоров. Участие в голосовании по широкому кругу вопросов позволяет привлекать подконтрольные им структуры и обеспечивать реализацию собственных бизнес-приоритетов». 

Магомед Билалов через ту же «НББ-Девелопмент» является акционером генерального подрядчика строительства трамплинов (и ряда других объектов Олимпийской стройки) — ООО «Транскомстрой». ЗАО «НББ Девелопмент» в случае со строительством лыжных трамплинов является и техническим заказчиком строительства. Наличие интересов одной и той же группы лиц на разных этапах стройки создает риски необоснованного завышения затрат на проектирование и строительство олимпийского объекта, подчеркивается в отчете СП. 

Конкретных случаев завышения цен в отчете не приводится, зато описан случай обогащения Национального банка развития бизнеса (НБРБ, контролируется Билаловым и близкими структурами) благодаря проекту создания трамплинов. Так, на депозитные счета в НБРБ в 2009–2012 годах «Красная поляна» направила 4,7 млрд рублей, «временно невостребованных в целях строительства средств». Начисленные по ним за весь период проценты составили 178 млн рублей при размере процентной ставки от 4 до 12,25%.

Говорить о необоснованности увеличения сметной стоимости объекта в СП считают преждевременным до того момента, как будет утверждена в установленном порядке проектная документация и проанализированы все аспекты финансирования. Пока же аудиторы констатировали, что с момента утверждения проведенного компанией «Кольбеккер» первоначального сводного сметного расчета стоимости строительства комплекса трамплинов (2009 год) в 1,68 млрд рублей к марту 2012 года смета возросла до 4,38 млрд рублей, то есть в 2,6 раза. Сроки выполнения работ при этом переносились с июня 2011 года на декабрь 2011 года, а потом и на декабрь 2012 года. 

В самой компании «Красная поляна» сроки отставания критичными не считают, напоминая, что до старта Олимпиады остается почти два года, в феврале 2012 года на трамплинах уже провели первые тестовые соревнования.

— На удорожание работ повлиял целый комплекс причин, в первую очередь это требования Международного Олимпийского комитета и Международной федерации лыжного спорта (FIS), которые были заявлены уже в процессе проектирования и строительства Комплекса трамплинов, а также проведение углубленных инженерно-геологических изысканий на территории комплекса, показавших необходимость реализации дополнительных мероприятий по ее инженерной защите, укреплению склонов, водоотведению, — пояснили «Известиям» в «Красной поляне». 

В компании подчеркивают, что весь проект был значительно переработан на этапе рабочего проектирования, в процессе которого пришлось пересмотреть целый ряд проектных решений, невозможных к реализации. Так, были перепроектированы и значительно усилены фундаменты трамплинов, которые поставлены на многорядные контрфорсные сваи с анкерным креплением, одновременно выполняющие функцию противооползневых сооружений. 

— Горы приземления обоих трамплинов пришлось перепроектировать из железобетонных в сборную металлоконструкцию, — рассказывают в «Красной поляне». — Зона выката из плоскостного сооружения была перепроектирована полностью и теперь является эксплуатируемой кровлей трехуровневого монолитного железобетонного здания, в котором расположены два гигантских водных резервуара емкостью 6,3 тыс. кубометров для систем искусственного оснежения зимой и орошения летом.

Кроме того, трибуны из временных перепроектированы в массивные железобетонные на свайных основаниях для одновременного выполнения функции противооползневого сооружения.

В «Красной поляне» особо подчеркнули, что в акте по результатам проверки СП не приведено ни одного примера, когда бы услуга генподрядчиком по какому-либо виду работ (земляных, бетонных, свайных и т.п.) оказывалась бы  выше среднерыночной по аналогичным объектам строительства в Красной Поляне.

— Базовые расчеты, которые Счетная палата привела в акте по результатам проверки, свидетельствуют о том, что по рыночным ценам стоимость строительства Комплекса трамплинов может превысить утвержденный бюджет на 30%, что лишний раз свидетельствует о том, что в данном случае аффилированность является инструментом, позволяющим снизить стоимость строительства. 

Факт аффилированности подрядной организации «Транскомстрой» и «Красной поляны» в компании не отрицают, отмечая, что они входят в группу компаний Сбербанка РФ. 

— Если бы не было этой аффилированности, стоимость строительства была бы еще выше, — подчеркнул представитель «Красной поляны». — Сейчас в совете директоров компании девять членов, из них трое — это представители «Зиланд Девелопмент» и Магомеда Билалова, включая его самого. Также в совете два представителя Сбербанка, два — от ВЭБа, один от Красндоарского края и один — от компании «Инвест АД». Соответственно, начиная с 2009 года у Билалова и его представителей нет большинства в Совете директоров «Красной поляны».

Аудиторы Счетной палаты признают, что первоначальный проект комплекса трамплинов не учитывал необходимости сооружений инженерной защиты и левом и правом горных склонах, окаймляющих объект. Такой подход, отмечают в СП, противоречит строительным нормам. В результате только сейчас проводятся инженерные изыскания и формируются требования к мероприятиям и сооружениям инженерной защиты объекта от селей и оплозней.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...