Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Бухариндорф на Криворожье

По снимкам Аркадия Шайхета можно изучать и историю страны, и прошлое фотожурналистики
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выставка известного советского фотографа Аркадия Шайхета (1898–1959) «Продолжение», открывшаяся в Московском Доме фотографии, не потеряется среди полусотни проектов Фотобиеннале. Шайхет — автор яркий благодаря хотя бы снятой им фактуре. Вожди и народ, производственные радости и угар судебных охот на «ведьм» — по его снимкам можно изучать и историю страны, и прошлое фотожурналистики.

В летописи советской фотографии изменились ориентиры. На первый план выдвинулись газетчики и репортеры. О них рассказывают выставки, о них пишут статьи, издают посвященные им книги.

В их наследии обнаружили важное с точки зрения не только политической этнографии, но и собственно искусства. Хотя мало кто из них ставил перед собой художественные задачи. Собственно, с точки зрения композиции все интересное у Шайхета подмечено им у главных эстетических противников — Александра Родченко, Бориса Игнатовича и прочих участников группы «Октябрь». Туда входили архитекторы и кинематографисты — среди членов были Александр Веснин и Сергей Эйзенштейн.

Шайхет же был активистом РОПФа — Российского объединения пролетарских фотографов, отстаивавшего ценности т.н. «идеологической правды». О его членах Игнатович высказывался довольно нелестно: те замещают «настоящую действительность, документальность советского фоторепортажа слащавой картинкой и позой».

Но был ли у Шайхета выбор в «Огоньке», редактировавшемся талантливым циником Михаилом Кольцовым?

Шайхет попал туда буквально с улицы: «Огонек» любил молодых и задорных. В 17 лет здесь уже, например, печатался Роман Кармен, начинавший как фотограф.

К моменту встречи с журналом у Шайхета уже был жизненный опыт, хотя, как и Кармен, он из поколения, всем обязанного революции. Подручный слесаря на судостроительном заводе, он был духовиком в военном оркестре, затем ретушером в фотоателье «Рембрандт» на Сретенке.

Наверное, в «Рембрандте» он получил не только профессиональные навыки, но и нелюбовь к психологическим портретам и частной собственности.

Его снимки знаменитостей, в отличие от репортажей с открытия Каракумского канала или Турксиба, довольно банальны. Киров с ружьем на охоте, Максим Горький с Михаилом Кольцовым — это все именито, но лишено самобытного взгляда.

Другое дело — репортажи с процессов Промпартии, которые сейчас показывают на Остоженке. Подсудимые, судья Вышинский, прокурор Крыленко... в снимках есть зловещее обаяние времени, что так привлекает в подцензурной прессе, ставшей на службу режима.

Одним из героев Шайхета стал Леонид Рамзин, профессор МВТУ, объявленный главой Промпартии. Он активно сотрудничал со «следствием» и на суде дал показания против других обвиняемых («Известия» напечатали подробный протокол его допроса 1 декабря 1930 года). В отличие от подельников, Рамзин освободился уже в 1936-м, а еще семь лет спустя получил Сталинскую премию за технические разработки (в историю он вошел как изобретатель прямоточного котла).

Снимал Шайхет и процесс над меньшевиками в Колонном зале Дома союзов в марте 1931 года, снимки также попали на выставку. В них нет сочувствия к подсудимым. Фотограф работает профессионально, но, кажется, не испытывает никаких эмоций по отношению к происходящему.

Шайхет разделял позицию, сформулированную в 1935 году журналом «Советское фото»: фотография — «средство борьбы за те или иные лозунги партии». Поэтому у него так много сцен производства, вроде склада автомобильного завода в Нижнем Новгороде или цеха ручного ковроткачества в Кабарде с портретом Сталина на колонне. Люди же — чаще всего символ, образ, но не конкретная личность.

Шайхет оставил множество уникальных свидетельств об эпохе. Чего стоит репортаж из советского кибуца в Бухариндорфе на Криворожье! Еврейский колхоз основали в 1926 года, три года спустя его снимал Шайхет, несколько снимков из его репортажа показывает сейчас Дом фотографии. Поселки в Сталиндорфском национальном еврейском районе называли в честь вождей и революционеров — были и Войковдорф, и Красино (Бухариндорф существовал еще и в Крыму).

В честь фотографов не называют города и села, хотя их вряд ли пришлось бы позже переименовывать. Памятником фотографам остаются архивы. Благодаря наследникам архив Шайхета оказался в рабочем состоянии.

Комментарии
Прямой эфир