Арт-обзор
Ай Вэйвэй
«Нью-Йорк. Фотографии 1983–1993»
Современное китайское искусство уже с десяток лет находится на небывалом подъеме, причем успех этот носит планетарный характер и выражается в сногсшибательных цифрах продаж. Количество признанных звезд китайской арт-сцены исчисляется десятками. И, пожалуй, самой яркой из них уже долгое время остается Ай Вэйвэй. Прошлогодняя история с арестом художника по обвинению в неуплате налогов наделала в мире много шума, из-за которого слегка подзабылось, чем именно он заработал свою прежнюю славу.
Нынешняя выставка в Мультимедиа Арт Музее (она входит в программу Фотобиеннале) как раз должна напомнить о первых шагах Ай Вэйвэя на пути к международному признанию. Правда, выступает здесь художник в не вполне привычном для себя амплуа фоторепортера. Вернее, это амплуа менее знакомо публике, тогда как самом автор ощущал себя в нем довольно органично. Снимки 1980–1990-х годов, сделанные в Нью-Йорке, были своего рода визуальным дневником Ай Вэйвэя, из которого он впоследствии почерпнул некоторые свои концептуальные установки.
20 апреля — 27 мая
Мультимедиа Арт Музей
Остоженка, 16, тел.: (495) 737-66-47. Вторник — воскресенье с 12.00 до 21.00
«Ингмар Бергман: человек, который задавал сложные вопросы»
«Ингмар Бергман. ImageMaker»
Из трех главных слоганов нынешней Фотобиеннале (напомним, это «Америка в фокусе», Ontheroad и «Фотографии кино») последний охватывает, пожалуй, наименьшее число выставок из программы фестиваля. Что, впрочем, не означает, будто кинематографическая тема заявлена лишь для галочки. Одного только визуального посвящения Ингмару Бергману было бы достаточно, чтобы не считать упомянутый девиз совсем уж периферийным.
Тем более что с именем шведского киноклассика связаны сразу два проекта. Первый из них — «Ингмар Бергман: человек, который задавал сложные вопросы» — представляет собой полиэкранную инсталляцию, где кадры из фильмов образуют динамический коллаж. А вот вторая экспозиция под названием «Ингмар Бергман. ImageMaker» — это уже в чистом виде «фотографии кино», кадры из архива Бенгта Ванселиуса, личного фотографа режиссера. Впрочем, не позабыт и театр: фотохроники запечатлели, как Бергман работал на репетициях своих спектаклей.
18 апреля — 13 мая
Мультимедиа Арт Музей
Остоженка, 16, тел.: (495) 737-66-47. Вторник — воскресенье с 12.00 до 21.00
«Виктор Васнецов. Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве. 1885–1896»
Автора «Трех богатырей» и «Аленушки» наша публика привыкла считать эдаким вольным иллюстратором русских былин и преданий. Немалая доля истины тут определенно присутствует: исповедуемый Васнецовым национальный романтизм предполагал особое внимание к древним эпосам и народным традициям. Но эта тема была лишь одной из тех, которые волновали Виктора Михайловича, и уж точно не единственной, за воплощение которой могли бы заплатить заказчики.
В частности, Васнецова для исполнения монументальных работ не раз привлекала Церковь. Едва ли не самая знаменитая из них — росписи Владимирского собора в Киеве, храма-памятника, посвященного 900-летию крещения Руси. Третьяковская галерея вынимает из своих запасников множество материалов, связанных с тем проектом. В первую очередь речь идет о живописных эскизах и графических произведениях, которые демонстрируют развитие авторского замысла.
18 апреля — 28 июля
Государственная Третьяковская галерея
Лаврушинский пер., 10, тел.: (495) 951-13-62. Вторник — воскресенье с 10.00 до 19.30
«Тарковский. Space»
80-летие кинорежиссера Андрея Тарковского отмечается у нас хоть и не слишком шумно, но заметно для тех, кому эта фигура небезразлична. А таких людей традиционно много, причем привязанность к творчеству Тарковского не определяется принадлежностью к тому или иному поколению. Верные его поклонники всех возрастов наверняка уже воспользовались юбилейным поводом, чтобы пересмотреть картины мастера. Ретроспективная выставка в галерее «На Солянке» тоже предоставляет такую возможность, поскольку на мониторах здесь крутятся и «Иваново детство», и «Андрей Рублев», и «Солярис», и «Жертвоприношение».
Но смысл экспозиции всё же не в показе хрестоматийных фильмов, а в создании особого пространства Тарковского. В проекте задействованы и мемориальные предметы, позаимствованные в нескольких архивах, музеях, библиотеках, и редкие видеозаписи спектаклей в постановке Андрея Арсеньевича, и документальные хроники о процессе его работы, и личные фотографии. Всё это вместе образует не просто выставку, а инсталляцию, авторами которой выступили куратор Вячеслав Шмыров и архитектор Катя Бочавар.
12 апреля — 20 мая
Галерея «На Солянке»
Солянка, 1/2, стр. 2, тел.: (495) 628-41-09, 621-55-72. Вторник — четверг с 14.00 до 22.00, пятница с 12.00 до 00.00, суббота — воскресенье с 12.00 до 22.00