Сопредседатель Земного шара
Посмотрев на некоторые работы Петра Митурича, датированные концом 1910-х — началом 1920-х годов, иной зритель может решить, что имеет дело с творчеством убежденного и заядлого авангардиста. В действительности увлечение абстрактными формами, равно как и визуальными параллелями к стихам его гениального друга Велимира Хлебникова (впоследствии Митурич женился на сестре поэта Вере, замечательной художнице), было относительно недолгим.
Если мысленно изъять этот период из творческой биографии автора, она обретет куда большую стройность и будет выглядеть биографией тонкого и мастеровитого рисовальщика-реалиста. Однако без упомянутого этапа персональная эволюция так и останется не вполне расшифрованной.
Нам привычно считать, что истинными экспериментаторами могут быть как раз художники авангардного толка. Мол, они рушат традиционные миры, воздвигая собственные, и, понятное дело, без экспериментов здесь никак не обойтись. А зачем пробовать что-то новое и менять в себе поклонникам натуры, коли и так всё очевидно? Это заблуждение, присущее многим, легко опровергнуть не только на примерах из исторически далекого прошлого, но и на феноменах ХХ века, будто бы сплошь авангардного.
В частности, наследие Петра Митурича дает возможность разглядеть, как трансформировался пресловутый реализм, оставленный без надзорной прибавки «социалистический». Короткое увлечение Митурича футуризмом привело к результатам, которые сами по себе любопытны, но гораздо важнее, как оно сказалось на его последующих работах.
Вы не найдете там внешних признаков вольной беспредметности, и всё же эти рисунки и литографии (он был по преимуществу графиком) глубинно отличаются от его более ранних произведений. Благодаря авангардной инициации Петр Васильевич сумел преодолеть прежнюю манерность, идущую от «Мира искусства», и сделался певцом красоты лапидарной, трезвой, но чрезвычайно поэтичной.
Юбилейная выставка в Третьяковке невелика по объему: в нее включены около 60 листов, датированных разными годами. Разумеется, найдутся здесь и композиции на тему «Закона времени» Велимира Хлебникова, и знаменитый «санталовский цикл», где запечатлены последние дни жизни «первого председателя Земного шара». Но обязательно стоит обратить внимание и на более поздние пейзажи и портреты. В них «шум Вселенной» слышится как минимум не хуже, чем у убежденных авангардистов.
«Графика Петра Митурича. К 125-летию со дня рождения»
11 апреля — 29 июля
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10, тел.: (499) 238-13-78. Вторник — воскресенье с 10.00 до 19.30