Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уголовное дело возбудили в Петербурге после стрельбы на парковке ТЦ
Мир
Президент Грузии пообещала наложить вето на законопроект об иноагентах
Общество
Спасатель МЧС рассказал о спасении пострадавших из многоэтажки в Белгороде
Мир
Протестующие в Тбилиси прорвали оцепление полиции
Мир
Макрон заявил о планах Парижа в ближайшее время поставить Киеву новое оружие
Общество
Гарнизонный суд Москвы сообщил об аресте начальника кадрового главка МО Кузнецова
Общество
В Москве задержали угрожавшего участникам СВО блогера
Политика
Совфед одобрил закон о запрете иноагентам участвовать в выборах
Политика
Госдума утвердила всех кандидатов на посты федеральных министров
Общество
Мэр Сочи подал в отставку в связи с переходом на новое место работы
Происшествия
Гладков сообщил об уничтожении воздушных целей на подлете к Белгороду
Мир
Пашинян заявил о готовности Армении вступить в ЕС в этом году
Армия
В России заявили о 2 тыс. случаев нарушений при гособоронзаказе в 2023 году
Экономика
Минфин РФ рассмотрит вопрос прогрессивного налогообложения физлиц
Общество
Беглов предложил запретить в Петербурге движение самокатов по тротуарам
Мир
Бортников сообщил о продолжении работы пограничников РФ в Армении
Общество
Синоптик рассказал о постепенном потеплении в столичном регионе

В РЖД решили инвестировать в человеческий капитал

В компании создают уникальную систему социального партнерства
0
В РЖД решили инвестировать в человеческий капитал
www.siemens.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Для ОАО «Российские железные дороги» 2012 год — знаковый. Компания отмечает 175 лет с момента своего основания и одно-временно переживает период перемен: именно сейчас ОАО «РЖД» активно реформируется в холдинг. Еще одним неординарным событием для коллектива компании стала первая Корпоративная ассамблея социальной ответственности и партнерства. Форум, собравший топ-менеджеров, руководителей профсоюзов, специалистов социальной сферы, прошел на этой неделе в Петербурге.


— Для развития холдинга в новом реформированном виде важна лояльность сотрудников к происходящим переменам, — отметил, открывая заседание, начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. — Именно вопросам социальной политики и посвящен нынешний форум, впервые происходящий в формате Ассамблеи. При этом многие социальные инициативы проходят обкатку и реализуются первыми в структурах ОЖД. 40% победителей в отраслевом соревновании — коллективы нашей дороги.


Специалисты служб ОЖД стали и активными участниками разработки новой социальной модели компании. В результате работы Ассамблеи были сформированы принципы уникальной системы социального партнерства — пока в рамках отдельно взятого холдинга. Однако подобный проект имеет все основания стать пилотным для всей России.   


Организаторы Ассамблеи решили «дежурный» вопрос — об итогах выполнения коллективного договора в 2011 году — вывести на самую актуальную сегодня для компании тему: развитие социального партнерства в период реформирования ОАО «РЖД». Обсуждение проходило в рамках 6 деловых «круглых столов», итоги дискуссии подвели на пленарном заседании.


К сожалению, проблема взаимодействия и взаимопонимания между работодателем и работниками в последнее время стала звучать довольно остро, и не только в нашей стране. ОАО «РЖД» является ярким примером конструктивного диалога между сторонами, позволяющего постоянно повышать уровень удовлетворенности работников и производительность труда. Об этом говорят и непосредственно результаты выполнения колдоговора в 2011 году, которые удовлетворили и администрацию ОАО «РЖД», и профсоюзные организации.  На его реализацию компания затратила 90 млрд рублей — колоссальная цифра. Подобного нет ни на одном другом предприятии. С учетом оздоровления в домах отдыха и санаториях, медицинского обслуживания и других социальных гарантий расходы на одного работника составили 46 тыс. рублей, а на неработающего пенсионера — 8 тыс. рублей.


— Средняя зарплата в компании сегодня превышает 35 тысяч рублей, и за год выросла на 13,7%. В реальном исчислении, если вычесть инфляцию, — на 4,9%, — рассказал председатель ЦК Российского профсоюза железнодорожников Николай Никифоров. — Это радует профсоюзы, но мы также отмечаем, что производительность труда при этом увеличилась на 14,7% и обгоняет рост зарплаты. Сегодня зарплата работника РЖД выше, чем у среднестатистического россиянина, в 1,43 раза. Хороший показатель, но мы ставим цель, чтобы этот коэффициент в будущем вырос до 1,6.


В РЖД набирает силу движение общественных правовых инспекторов, а 2012 год объявлен в компании годом правовой грамотности. В 2011 году на ОЖД 91 инспектор провел 5809 проверок, в результате в пользу работников выплачено незаконно удержанных средств свыше 193 млн рублей.


— Мы полностью поддерживаем такую инициативу, — отметил вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. — Чем больше профсоюзные активисты выявляют нарушений, тем лучше выстраивается система трудовых отношений, тем выше мотивация работников.


Однако о достижениях на Ассамблее говорили не так много, скорее, между делом, вскользь. Сегодня, чтобы обеспечить устойчивое развитие на годы и десятилетия вперед, перед ОАО «РЖД» стоит задача модернизировать систему социального партнерства в коллективе. Момент выбран не случайно: реформирование компании в холдинг, акционирование отдельных предприятий остро ставит вопрос о сохранении и упрочении социальной поддержки неработающим пенсионерам, полноте социального пакета работника.


Средства, которые компания тратит на обеспечение льгот, гарантий и компенсаций (ЛГК) пенсионерам и работникам в ОАО «РЖД» действительно беспрецедентны. К чести руководителей холдинга такие расходы их не смущают. Напротив, вопрос ставится, как и в будущем не только сохранить, но и приумножить социальные гарантии. Этой ключевой теме в ходе работы Ассамблеи уделили при обсуждении особое внимание на одном из «круглых столов».


— Система финансирования социальных гарантий при переходе к холдингу может включать несколько источников, — развил основную идею модератор «круглого стола», первый заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД» Вячеслав Батаев. — Например, отчисление 1% от заработной платы. Но более очевидным источником для социальных выплат могут стать средства от продажи инвесторам акций тех предприятий, которые ныне готовятся к акционированию. Фондирование вырученных средств и их выгодное размещение на финансовых рынках позволят через 6-7 лет полностью покрывать расходы на поддержку самой незащищенной группы — неработающих пенсионеров, которых у нас сегодня почти 800 тысяч.


Кроме того, предлагается для работников, которые будут выходить на пенсию, начиная с 2013 года и позднее, поэтапный переход на принцип страхового кредитного долевого финансирования. Чтобы сам работник, обязательно при поддержке предприятия и государства, формировал себе будущее пенсионное обеспечение на уровне 60% и более от зарплаты.


Еще один острый вопрос при переходе к новой системе социального партнерства в компании — создание структуры, организующей и ведущей всю работу по обеспечению льгот, гарантий и компенсаций. Сейчас это делают кадровики, и, по расчетам трудозатрат, из 7000 работников кадровых служб почти четверть — 1700 человек — занимается исключительно этой важной, но, безусловно, непрофильной для службы социальной работой.


Рациональным выглядит создание новой структуры в виде Единого социального оператора (ЕСО). Это может быть внутренним подразделением холдинга или сторонней организацией, на рынке труда такие имеются. Запуск проекта экспериментального внедрения ЕСО запланирован уже в 2012 году на пяти железных дорогах страны — Горьковской, Забайкальской, Красноярской, Куйбышевской и Северной.


Столь масштабные задачи обеспечения социальных льгот могут выглядеть не всегда оправданными. Некоторые специалисты даже высказали опасение, не будет ли это большим обременением для будущих инвесторов холдинга.


— Это наши осознанные и главные инвестиции — в человеческий капитал. Для устойчивого развития компании они абсолютно необходимы, наряду с другими — в модернизацию предприятий, в совершенствование управленческой модели, — возразил скептикам, подводя итоги работы Ассамблеи, вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. — В ходе дискуссий на 6 «круглых столах» Ассамблеи были высказаны предложения по обеспечению адресности, равной доступности льгот, гарантий и компенсаций. Вместе с профсоюзными комитетами мы их обязательно реализуем.


Активную роль профсоюзов в решении социальных задач, законодательном закреплении льгот и гарантий для людей труда и ветеранов подчеркнул в своем выступлении на Ассамблее представитель Федерации независимых представителей России.


— При вашей поддержке мы успешно провели выборную кампанию в декабре прошлого года, — заявил заместитель председателя ФНПР Сергей Некрасов. — В Государственной Думе создано лобби из 9 представителей профсоюзов, и инициативы, разработанные на социальной Ассамблее РЖД, могут быть востребованы на многих предприятиях России.

Комментарии
Прямой эфир