Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Совкомфлот» заработал свыше $50 млн в кризис

Сыграла ставка компании на фиксированные ставки фрахта
0
«Совкомфлот» заработал свыше $50 млн в кризис
Спуск на воду нового судна — танкера-продуктовоза для ОАО «Совкомфлот». Фото: РИА НОВОСТИ/Роман Сапоньков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одна из крупнейших мировых судоходных компаний «Совкомфлот» получила в 2011 году чистую прибыль по международным стандартам финансовой отчетности в размере $53,7 млн. Это следует из аудированного отчета группы «Совкомфлот», с которым ознакомились «Известия».

Согласно отчету, шипинговая компания сократила чистую прибыль по сравнению с 2010 годом в три раза. При этом выручка в прошлом году выросла на 9,6% и составила $1,439 млрд. Сложная ситуация на глобальном рынке танкерных перевозок возникла из-за падения ставок на мировых фрахтовых рынках, которые из-за переизбытка провозных емкостей достигли в прошлом году самых низких показателей за более чем десятилетие.

Если взглянуть на годовые отчеты крупнейших мировых танкерных компаний, то большинство из них вышли из 2011 года с многомиллионными убытками. Так, чистый убыток Teekay Corporation, имеющей свыше 150 танкеров для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, достиг $103,1 млн. Американская Overseas Shipholding Group ушла в минус на $192,9 млн. Датская компания Torm показала беспрецедентный за всю свою историю убыток в размере $451,4 млн. А глобальный танкерный оператор Frontline отчитался о $529,6 млн чистого убытка по итогам последнего года.

Почему на этом фоне дела российской компании сравнительно хороши? Один из очевидных ответов — ее зависимость от наиболее подверженного кризисным явлениям спотового рынка  ниже, чем у остальных компаний. «Совкомфлот» традиционно сотрудничает с крупными клиентами, которые обеспечивают пароходству долгосрочное трудоустройство судов по фиксированным ставкам, не зависящим от текущей рыночной конъюнктуры. Хотя полностью изолировать себя от негативных тенденций на рынке пароходству все равно не удалось.

— Свою стратегию развития мы ориентировали на «индустриальный» бизнес,  который наименее подвержен кризисным факторам. При этом у нас достаточно сбалансированная фрахтовая политика. Все наши суда мы заказываем только под долгосрочные проекты. Это наша принципиальная позиция, — заявил «Известиям» председатель совета директоров «Совкомфлота» Илья Клебанов.

Среди других факторов — взятый компанией курс на увеличение выручки от обслуживания проектов, связанных с перевозкой сжиженного природного газа (СПГ) и обслуживанием шельфовой разведки и добычи углеводородов. Так, согласно финансовому отчету за 2011 год, прибыль от сегмента обслуживания морской нефтегазодобычи возросла почти на 50%, что в денежном эквиваленте принесло компании дополнительные $181 млн. Преимущества газового сегмента — в долгосрочной природе контрактных отношений,  что повышает устойчивость бизнеса.

— Морской шельф — очень важный фактор, стабилизирующий финансовую ситуацию перевозчика. Вектор развития выбран верный, — считает аналитик «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. — Понятно, что высокая рентабельность перевозок газа рано или поздно приведет на рынок новых игроков со своим флотом и цены на фрахт могут снизится в течение ближайших 3–4 лет. Но несмотря на возможные колебания конъюнктуры, обладатель большого флота и долгосрочных контрактов всегда будет в более выигрышном положении по сравнению с конкурентами.

В числе достижений «Совкомфлота» в этой области в 2011 году — победа в международном тендере, позволившая заключить сделку с Gazprom Global LNG на 15-летний тайм-чартер газовозов ледового класса, соответствующих требованиям российских Штокмановского и Сахалинского проектов. Пароходство также вошло в сегмент сейсморазведки, приобретя геологоразведочное судно у дубайской Polarcus для использования его по контракту с консорциумом «Роснефть-Exxon». Кроме того, «Совкомфлот» сумел открыть новые экономические возможности Северного морского пути. Его танкер «Владимир Тихонов» прошел по новому глубоководному маршруту в высоких широтах, доказав возможность сокращения времени транспортировки грузов на треть — до 7,5 суток при загрузке в 120 тыс. т газового конденсата «Новатэка».

Но что касается традиционного для «Совкомфлота» сегмента перевозок сырой нефти (а это 42% доходов компании в 2011 году), то из-за общемировых тенденций кризиса он пострадал больше всего. Согласно отчетности, в этом сегменте эксплуатационная прибыль пароходства снизилась в 2011 году почти на четверть по сравнению с 2010 годом и составила $221,5 млн. Впрочем, достижения были и здесь. Так, челночные танкеры СКФ первыми начали отгружать нефть, добываемую с морского месторождения «Перегрино» в Бразилии, где оператором выступает Statoil. По этому контракту предусмотрено фрахтование до шести судов на основе 3–5-летних тайм-чартеров.

— У пароходства нет супергигантских танкеров, которые сейчас вынуждены простаивать из-за падения рынка фрахта. У него танкеры с дедвейтом в районе 100–150 тыс. т, и именно они оказались в кризис более востребованными, — говорит Надежда Малышева из специализированного информагентства Port News.

В прогнозе менеджмента «Совкомфлота» на 2012 год отмечается, что компания не ожидает значительных улучшений на танкерном рынке в 2012 году. Фрахтовые ставки остаются в этом году под давлением внешних неблагоприятных факторов как результат дисбаланса спроса и предложения, констатируют в компании.

— Важная задача — сохранить позиции на тех направлениях, где компания традиционно сильна. А для этого нам придется продолжать модернизацию флота, — говорит Илья Клебанов. — Нельзя забывать и о необходимости дальнейшего развития компании в премиальных и наиболее перспективных сегментах.

«Совкомфлот» на сегодня на 100% принадлежит государству. В Минэкономразвития заявляли, что пароходство может стать первой госкомпанией, которую приватизируют в 2012 году. Илья Клебанов подтвердил «Известиям», что «Совкомфлот» будет готов к приватизации ровно тогда, когда акционеры сочтут это своевременным. Впрочем аналитик Кити Панцхава из «ВТБ Капитала» считает, что сейчас не лучшее время для IPO, поскольку акции танкерных компаний снижаются с середины 2008 года.

Комментарии
Прямой эфир