Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
ФСБ задержала хранившего по заданию ГУР Украины взрывчатку жителя Волновахи
Спорт
Российский борец Усманов стал двухкратным чемпионом Европы по вольной борьбе
Мир
Reuters сообщило о возобновлении США минимум шести отмененных программ USAID
Мир
Посол Таиланда в РФ рассказал о желании страны присоединиться к коридору «Север – Юг»
Общество
В российских регионах может измениться плата за вывоз мусора
Экономика
Цена нефти марки Brent опустилась ниже $62 за баррель впервые с апреля 2021 года
Общество
Штрафы для гадалок, магов и экстрасенсов хотят увеличить до 1 млн рублей
Экономика
ЦБ и ФАС примут первые меры против нарушений в рекламе вкладов
Мир
В ЕАЭС согласовывают проект договора и правил торговли по общему рынку нефти
Мир
Прокуратура Чехии обвинила гражданина страны в незаконном присоединении к ВСУ
Мир
Оверчук рассказал о дискуссии в ЕАЭС об отмене роуминга
Мир
Число погибших при обрушении крыши в доминиканском клубе достигло 44
Общество
В НМГ рассказали о цели по лидерству на рынке информации и развлечений
Общество
Сыну экс-главы Мордовии Алексею Меркушкину грозит 15 лет колонии
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 158 украинских БПЛА над регионами России
Интернет и технологии
Нейросеть предскажет лесные пожары с точностью 87%
Общество
В Москве прошла благотворительная трапеза в честь освобождения Труфанова

Любимовские бесы митингуют на Болотной площади

Новый спектакль Юрий Любимов посвятил взбунтовавшимся ученикам
90
Любимовские бесы митингуют на Болотной площади
Олег Лопухов в роли Виргинского (в центре) в сцене из спектакля «Бесы» в постановке режиссера Юрия Любимова на сцене Театра им. Евг. Вахтангова. Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Федоренко
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Вахтанговском театре - очередная громкая премьера: Юрий Любимов инсценировал знаменитый роман Достоевского, посвятив его своим взбунтовавшимся учениками.

Летние баталии между худруком Таганки и его труппой стали притчей во языцех. Разрыв создателя легендарного театра со своим детищем не оставил в стороне ни сторонников, ни противников мэтра. Скандал на Таганке послужил очередным поводом говорить о кризисе репертуарного театра, о необходимости обновления кадров, о неизбежности театральной реформы.

Пока собаки лаяли, караван шел вперед. Мэтр взял паузу, после которой срежиссировал свое эффектное возвращение на театральный Олимп — в сжатые сроки выпустил «Бесов» на сцене Театра им. Евг. Вахтангова. Нынешняя постановка так и просится в книгу рекордов Гиннеса — в первую очередь из-за ее 94-летнего создателя.

Попав на премьеру, зритель имеет возможность увидеть сразу два спектакля. Первый — на сцене, второй — в партере. Во время действия мэтр сигналит актерам фонариком из зрительного зала — подает условные знаки, как играть в том или ином месте. Он дирижирует четырехчасовой постановкой с такой страстью, что иногда, не желая того, переигрывает актеров.

А переиграть вахтанговцев в «Бесах» не так просто — свежий взгляд мэтра на труппу позволил увидеть в спектакле несколько неожиданных актерских работ.
Любимов заставил забыть про амплуа героя-любовника Леонида Бичевина, дав ему сыграть мерзкого провокатора Липутина. Недооцененному и недоигравшему за 10 лет в театре Сергею Епишеву позволил воплотить на сцене Николая Ставрогина. Возрастную роль властной Варвары Ставрогиной доверил юной актрисе Екатерине Симоновой. Открыл новую Юлию Борисову в хрупкой Евгении Крегжде, играющей Лизу.

Парадоксально, но в инсценировке Любимова у актеров нет простора для игры. Мэтр работает привычным методом монтажа, уделяя драматическим сценам не больше сценического времени, чем музыке Стравинского и балету черных зонтов. Актеры лишь обозначают характеры персонажей, пунктирно намечая их прошлое и будущее, но в памяти герои вахтанговских «Бесов» остаются надолго.   

Назвав постановку «концертным исполнением в двух частях», режиссер пытается расслышать в романе Достоевского сонм голосов современной толпы. Время политического театра, в котором был так силен мэтр в середине ХХ века, снова наступило. Держа нос по ветру, Любимов поставил спектакль про синдром Болотной площади, опередив молодых коллег.

Но не белыми ленточками и всеобщим воодушевлением продиктован выбор материала. Самый беспросветный роман Достоевского позволяет исследовать  механизм раскола общества, потерявшего веру во что бы то ни было.

Люди XIX века, разгуливающие по сцене с транспарантами, нечаевцы, переименованные в «наших», очевидная игра с фамилией Липутина («Знает ли Путин?») — фирменные любимовские фиги в кармане действуют на зрителя, как и 40 лет назад. Любимов довольно прямолинейно апеллирует к приметам сегодняшнего дня, пытаясь растормошить самых толстокожих. 

Сам мэтр на протяжении спектакля выглядит врачом, констатирующим ту или иную болезнь общества. Он неожиданно выбирает себе в союзники Степана Трофимовича Верховенского, под занавес рассказывающего с авансцены библейскую притчу о бесах, вселившихся в свиней и бросившихся в море.

Странствующий старец, признавший свои ошибки, Верховенский-старший печально смотрит на взбесившуюся толпу молодежи. Эта же отстраненная печаль пронизывает политический памфлет — постановку «Бесов» Юрия Любимова в театре Вахтангова.

"Бесы", Театр им. Евг. Вахтангова, 7 апреля, 19.00

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением