Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Следы разбившегося под Тюменью самолета теряются на Бермудах

Эксперты считают, что одной из причин падения могло стать плохое техническое обслуживание
0
Следы разбившегося под Тюменью самолета теряются на Бермудах
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Крушение авиалайнера под Тюменью могло стать результатом политики авиакомпании «ЮТэйр», выводящей обслуживание своего парка за пределы России. Такую версию выдвинул в беседе с корреспондентом «Известий» бывший сотрудник компании, глава альтернативного профсоюза авиаперевозчика Александр Криволапов. По его словам, местный персонал занимается в первую очередь пред- и послеполетным обслуживанием, а для обнаружения и ликвидации серьезных дефектов у работников просто нет достаточной квалификации.

— Техническое обслуживание все больше переводится на Запад. В России постепенно остается лишь формальная сторона: заполнить на английском языке бортжурнал и проследить за тем, чтобы командир экипажа не дай бог не вписал туда какой-нибудь дефект, — поясняет профсоюзный лидер.

Криволапов отмечает, что почти все самолеты-иномарки в парке «ЮТэйр» зарегистрированы за рубежом. Чаще всего в «авиаофшорах» — странах с минимальными расценками за регистрацию воздушных судов. Разбившийся под Тюменью борт официально числился за Бермудскими островами.

Судя по официальному сайту министерства транспорта Бермудских островов, регистрация на островах чужих парков самолетов — распространенная практика, юридическим сопровождением этого процесса на Бермудах занимается 15 компаний. Договоры с Бермудами о получении местных бортовых номеров для воздушных судов своих стран заключили Минтранс России, а также авиационные ведомства Австрии, Узбекистана и Азербайджана.

Впрочем, по закону регистрация самолетов за границей не спасает от проверок их технического состояния специалистами Ространснадзора, объяснил «Известиям» заведующий кафедрой безопасности полетов Санкт-Петербургского госуниверситета гражданской авиации Николай Никулин.

Однако Александр Криволапов, которого год назад со скандалом уволили из «ЮТэйр» и где он теперь пытается восстановиться по суду, полагает, что руководство «ЮТэйр» каким-то образом якобы смогло договориться с контролирующим ведомством и не раз выпускало на линии неисправные воздушные суда. До увольнения из авиакомпании Криволапов сам занимался предполетной проверкой самолетов и с практикой замалчивания обнаруженных дефектов, по его словам, сталкивался неоднократно.

Впрочем, уверяют другие эксперты, авиакомпании вряд ли откажутся от практики регистрации судов в офшорах, потому что это сильно снижает финансовую нагрузку.

— Ввести самолет в эксплуатацию и зарегистрировать его в России — целая эпопея, к тому же стоит очень дорого. Для этого нужно всю документацию купить у завода-изготовителя. В этом случае в России в обязательном порядке должны быть построены учебные центры для пилотов, летающих на этих типах самолетов, и центры подготовки техников. Кроме того, в стране должно быть сервисное обслуживание, — объясняет бывший владелец частного авиапарка Хазиф Ганеев. — А сервисное обслуживание может быть только в том случае, если у страны есть лицензия на изготовление запчастей. Поэтому летающие в России «иномарки» выгоднее регистрировать в других странах — так называемых самолетных офшорах. В таком случае летный состав и инструкторы обучаются за рубежом, а департамент Росавиации потом юридически легализует их дипломы.    

— Я бы не сказал, что это сильно угрожает безопасности полетов, — уверяет летчик-испытатель Андрей Гусев. — Самолеты продляют свой ресурс в стране, где расположен ближайший сервисный центр. Так что опасности нет никакой. Это общепринятая практика.

Однако летчик-испытатель Александр Акименков считает, что не все так просто.

— Росавиация идет на этот шаг от безысходности, — говорит Акименков. — С одной стороны, они пытаются не пустить на наш рынок иностранных авиаперевозчиков. С другой — схемы с офшорами позволяют бизнесменам от авиации экономить на сервисном обслуживании и регистрации лайнеров. Кроме того, на эти самолеты нет технической документации на русском языке и не во всех аэропортах есть обученные техники. Неудивительно, что часть поломок и отказов просто не регистрируется и «вылезает» потом в последний момент.

В авиакомпании «ЮТэйр» на письменные вопросы «Известий» не ответили.

Комментарии
Прямой эфир