Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Минздрав заявил о достижении всех показателей проекта «Здравоохранение» в 2023 году
Экономика
Москва пообещала зеркальные меры в случае конфискации российских активов
Мир
В Кремле призвали к сдержанности на фоне эскалации между Ираном и Израилем
Мир
Ереван и Баку при делимитации решили основываться на Алма-Атинской декларации
Мир
Посольство РФ разочаровано просьбой ФРГ не участвовать в памятных церемониях
Происшествия
ФСБ задержала причастного к распространению вредоносного ПО в Telegram
Мир
Власти Одесской области сообщили об атаке на припортовую инфраструктуру
Мир
Орбан заявил, что Запад в шаге от отправки войск на Украину
Мир
Украина получит более €175 млн от Британии на укрепление энергосектора
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Мир
Минобороны Молдавии отказалось воздать воинские почести солдатам-освободителям
Происшествия
В Москве рухнули четыре дерева из-за сильного ветра
Общество
Уровень реки у Ишима Тюменской области за сутки поднялся более чем на 3 м
Мир
Немецкий бизнесмен обвинил Зеленского в уничтожении Украины
Мир
Премьер Финляндии и глава ЕК не стали общаться с русскоязычными жителями страны
Общество
Глава МЧС России назвал напряженной паводковую ситуацию в Курганской области

Пианист Александр Лубянцев дебютирует в Большом зале консерватории

Опальный герой конкурса Чайковского продолжает отыгрывать очки у жюри, не поверившего в его талант
0
Пианист Александр Лубянцев дебютирует в Большом зале консерватории
Александр Лубянцев, фото: XIV Международный конкурс имени П. И. Чайковского
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сердобольные интеллигенты уже давно сравнили Александра Лубянцева с Алешей Карамазовым. И в характере, и в биографии Лубянцева действительно есть какая-то достоевская неустроенность.

Вместо традиционной взлетной полосы «ЦМШ — консерватория — I премия на крутом конкурсе» у него были метания между тремя музыкальными школами в Петербурге, год в московской десятилетке, два года в Любеке, два — в Петербургской консерватории. Потом началось совсем уж «хождение в народ»: Лубянцев променял престижный питерский вуз на его бывший филиал — ныне Петрозаводскую консерваторию — ради полюбившегося педагога.

На XIII конкурсе Чайковского ему дали только третье место, на XIV — даже не пустили в финал. Именно тогда — после того как Лубянцеву пришлось «страдание принять» — к нему пришла долгожданная слава.

Теперь за него борются несколько японских концертных агентств, он уже объехал с гастролями Африку, Францию, Финляндию и дважды выступил в Мариинском концертном зале.

Причина, во-первых, в его умной и прочувствованной игре, которая, надо сказать, не сильно изменилась за четыре года между двумя конкурсами Чайковского. Он играет зрело с точки зрения технической квалификации и осознания музыкального текста, но при этом не стесняется своих юных лет и позволяет себе быть сумасбродным.

И здесь самое место перейти ко второй причине — темпераменту Лубянцева, который  итальянцы назвали бы capriccioso — капризный и прихотливый. Он играл перед жюри и священными сценами Большого зала консерватории в только что купленном пиджаке с неоторванными бирками. Он упирался, отказываясь выходить на сцену, пока секретарь жюри Елена Рихтер с повадками детского психолога убеждала Сашу, что весь зал только и ждет его выступления.

Этой детской причудливостью и весьма ощутимым эго Лубянцев одновременно завоевал публику и отпугнул жюри. Уже на XIII конкурсе его третье место многие сочли несправедливо далеким от заслуженной победы, а недопущение в финал XIV конкурса вызвало целую революцию в лучших традициях конкурса Чайковского.

Жюри, стыдливо объявлявшее результат, было освистано, а самому Саше, тоже стыдливо и, кажется, не без удовольствия опустившему голову, устроили семиминутную овацию. На заключительном концерте с галерки неслись крики «Лубянцев!», а консолидировавшееся музыкально-журналистское сообщество даже учредило ради него специальный «приз критики». Причем сделало это наперекор недовольству председателя конкурса Валерия Гергиева. Который, впрочем, на следующий день после поражения Лубянцева пригласил его сыграть в Мариинке.

Теперь на Александра вышел один из неравнодушных к классической музыке московских продюсеров, благодаря чему у него есть карт-бланш сыграть в главном зале Москвы, что он хочет, как он хочет, и не видеть в партере длинного зеленого стола с бутылками воды и придирчивыми мэтрами. В концерте 3 апреля он представит весьма традиционную и неизменно выигрышную программу из опусов Бетховена, Листа, Шопена, Рахманинова и Скрябина.

Конечно, прежний опыт конкурса Чайковского показывает, что шумиха, родившаяся из недовольства, не может существовать долго. Но она может дать музыканту временной люфт, чтобы перейти из разряда юных стипендиатов в когорту реально востребованных артистов. Если Лубянцев сохранит свой тонкий пианистический слух и столь обаятельную «неформатность», именно таким обещает быть его не слишком отдаленное будущее.

Комментарии
Прямой эфир