Московские власти выгораживают трамвайные пути

Обособить трамвайные пути от проезжей части планируется на 10 московских улицах, рассказала пресс-секретарь ГУП «Мосгортранс» Елена Демченко. Рельсы будут либо огораживать столбиками и бордюрами, либо же приподнимать трамвайные пути над остальной дорогой.
Идея вызвала неоднозначную реакцию у экспертов: по мнению одних, изоляция трамвайных путей повысит привлекательность общественного транспорта для горожан, тогда как другие специалисты выразили опасение, что этот шаг приведет к дискредитации «наземки».
По словам Демченко, обособление трамвайных путей снизит число задержек движения этого вида транспорта, повысит его скорость, помешает заезду автомобилей на пути, а также исключит жалобы от населения на нерегулярность работы трамвая.
Один из первых экспериментов по изоляции путей проводится на 400-метровом участке на улице Свободы. Пути огорожены невысокими столбиками с одной стороны путей. Местных жителей возмутило, что на огороженном участке ходит только один маршрут трамвая, а остальные виды наземного транспорта — троллейбус и маршрутка — вынуждены стоять в усилившихся пробках.
В то же время, по данным Демченко, организовать беспрепятственный проезд единственного маршрута трамвая — решение целесообразное. «Пассажирские перевозки на маршруте трамвая № 6 составляют 49,2 тыс. человек в сутки, — пояснила она. — На линии работают двухвагонные поезда, что связано с большим пассажиропотоком. Перевозку пассажиров на маршруте трамвая № 6 систематически блокирует посторонний автотранспорт».
Как сообщила пресс-секретарь департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Жанна Терехова, столичные власти сейчас ищут решения, как корректно оградить трамвайные пути от проезжей части. Такие меры позволят повысить привлекательность общественного транспорта перед личным.
Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков привел в пример зарубежный опыт, где трамвайные пути, расположенные в одном уровне с проезжей частью, зачастую обозначают сплошной линией, которую дисциплинированные автомобилисты не пересекают.
— У нас требуются радикальные меры: поднятие путей на уровень выше, как на Стромынке, или их физическая изоляция — например, столбиками или бетонными полусферами, — сказал он. —На обособленных линиях трамвайные пути можно делать без покрытия, что полностью исключит возможность заезда на них автомобилей. В противном случае трамваи, не имея возможности двигаться беспрепятственно, теряют свои преимущества перед безрельсовым транспортом.
По данным Свириденкова, если на наземном транспорте Москвы можно было проехать быстро и без задержек, то это снизило бы нагрузку на систему метрополитена примерно на 15–20%. «Преимущества рельсового транспорта в том, что он обладает большей провозной способностью, чем остальные виды «наземки», — отметил он.
Однако защитники прав автомобилистов отнеслись к инициативе властей скептически. По мнению руководителя Московского центра борьбы с пробками Александра Шумского, на трамвайные пути обязательно стоит запускать и другой общественный транспорт. В противном случае остальные виды «наземки» будут стоять в пробке.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин сообщил, что изоляция трамвайных путей от автомобилей имеет смысл только как временная мера. «Например, это уместно, если на участке отмечается повышенная аварийность, — сказал эксперт. — Однако по существующим ПДД разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте». Если достаточных оснований для изоляции путей нет, то это может быть основанием для жалобы в прокуратуру, заключил Травин.