Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Наука и техника
Космонавты Кононенко и Чуб закончили первый в 2024 году выход в открытый космос
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США руками Зеленского
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Экономика
Количество фейковых приложений банков выросло на четверть

«Больший отклик я получаю, когда говорю не со страниц книги, а с экрана телевизора»

Писательница Анна Козлова - о стервах, бегстве от реальности и разводах
0
«Больший отклик я получаю, когда говорю не со страниц книги, а с экрана телевизора»
Фотография из личного архива
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Писательница Анна Козлова в 2000-е запомнилась как автор книг «Плакса», «Общество смелых», «Люди с чистой совестью», «Все, что вы хотели, но боялись поджечь». Теперь она чаще выступает как сценарист, а если выпускает книги, то именно «по сериалу». Такова и последняя ее работа — сценарий к «Краткому курсу счастливой жизни» режиссера Валерии Гай Германики. К разговору о прозе Анну Козлову вернула обозреватель «Недели» Лиза Новикова     

- Когда ты начала сочинять и какие писатели были твоими ориентирами?

- Писать я начала, наверное, лет в 13. А если говорить об ориентирах, я никогда не равнялась на русскую литературу, я всегда гораздо сильнее любила литературу западную. Это не значит, что я не отдаю дань отечественным писателям, но мне всегда больше импонировал именно европейский взгляд. В 1990-е, когда я училась в школе, много всего читала: у писателей, которые тогда гремели, так мало говорилось о человеке, о его проблемах, о чем он думает, от чего ему делается больно. Тогда практически любая переводная книга давала мне больше. Очень люблю американскую литературу, французскую. Сейчас Уэльбек – один из моих любимых писателей.

- Любой писатель поначалу автобиографичен: ты пыталась от этого отойти?

- Я не знаю, как вообще можно полностью отойти от автобиографичности. С возрастом у меня появилось больше технических возможностей, чтобы по-разному рассказать историю, не только от первого лица. Но сам материал я продолжаю черпать из своей жизни, из жизни близких. Остальное – вопрос формы.

- У твоих героев есть прототипы. Ты сама служила прототипом: например, для Сергея Шаргунова. Одни считают, что это табу, что нельзя описывать своих близких, другие – что это интересно. Как считаешь ты?

- Тут я - как герой Носова на «выставке Незнайки». Когда я описываю других, я к этому отношусь совершенно спокойно. Я всегда честно говорю, что у меня нет другого материала. И пусть прототип скажет спасибо, что появляется не под собственной фамлиией. Мне никогда не удавалось рассказать такую супер-честную историю, чтобы все было как в жизни.

Жизнь она тем и отличается от прозы, что в ней очень многие ситуации хорошо начинаются, а потом обрываются. В книге ты пытаешься хотя бы придать этому смысл. Любой герой, которого ты наделяешь чертами своего мужа, любовника, родственника, он все равно оказывается чуть больше. Обида и возникает не когда они себя узнают, а как раз когда они не узнают себя в чем-то другом, в чем им хотелось бы.

Сама же всегда злюсь, когда меня описывают… Разница еще в том, что мужчины больше лгут. К тому, как меня описывает Сергей, у меня претензии скорее чисто эстетические: я у него получаюсь какая-то клуша... Но это неизбежно. Честно говоря, не очень представляю себе хотя бы одного пишущего человека, который не паразитирует на действительности.

- В романе «Все что вы хотели, но боялись поджечь» яростная героиня, пытающаяся разобраться с мужчинами, еще и работает на телешоу. Массовая культура, все эти популярные книги по психологии, все же это для нее – враждебный мир или это то, что ее развлекает в отсутствие мужчины? 

- Все проще: когда я писала этот роман, я сама работала на телевидении. Я приходила каждое утро на работу, там сидели мои коллеги, мы обсуждали полную галиматью. Начальство давало какие-то дикие поручения, мы их выполняли. Это была реальность. Героиня скорее - растерянная, очень травмированная. Все эти ее книги по психологии, какие-то ублюдочные мужчины, с которыми она встречается по ходу повествования, - это ее попытка хоть за что-то зацепиться, найти оправдание всему тому, что происходит вокруг нее.

-  И героиня романа, и героини сериала «Краткий курс счастливой жизни» не могут найти «настоящих» мужчин. А вот если бы дать им каждой в зубы по хорошему мужчине, они бы выдержали такое испытание?

- В сериале скорее не в мужчинах дело. Он о том, что в жизни каждой женщины наступает тот возраст или рубеж, когда она просто сдается. Тут не важно, сколько ей в этот момент лет, замужем она или нет. В этот момент она теряет веру, становится стервой. Тогда все, что остается - совершенно омерзительные формы взаимодействия. Конечно, людям хочется какой-то близости, любви, но они уже к этому не способны.

Мужчины, в свою очередь, потеряв надежду, стали подлецами. Получается, что люди говорят о «любви», но единственное, что находят, - это отношения стерв и подлецов. Каждый раз они вступают в этих отношения, и им больно. Потом что-то в душе восстанавливается, но с каждым разом все хуже и медленнее.

- А для тебя это именно российская ситуация. Или ты, начитавшись Уэльбека, и с европейской реальностью это сравниваешь?

- Я думаю, это диагноз человечества. У меня даже была идея, которую правда не поддержали продюсеры: небольшая киношка про любовь. Симпатичные герой и героиня постепенно отдаляются друг от друга, все больше времени проводят со своими айпадами, айфонами, пока, наконец, не превращаются в киборгов. Этот эффект отсутствия я сама замечаю, когда на университетские посиделки приходят подруги со своими мужьями: вроде бы все сидят за одним столом, но на самом деле все смотрят в свои планшетики, копаются там. Это такая форма бегства от реальности. Хотя люди тешат себя какими-то иллюзиями, что через компьютер они общаются, узнают много нового, на самом деле для них это способ сократить общение.

- Что дальше будешь писать, может у тебя тогда фантастический роман получится?

- Не исключаю такой возможности. Но пока нахожу достойные внимания вещи в обычной жизни. Сейчас, после «Краткого курса» будет еще один сериал, грустный и смешной. Его снимает Вера сторожева. Рабочее название - «Развод». Мужчина и женщина живут в браке, у них есть дети, и все вроде бы ничего. Но тут мужчина пишет статью про свою жену. И все рушится. Дальше начинается полный абсурд. Герои находятся в состоянии развода, но при этом вынуждены жить в одной квартире.

- А что для тебя сценарии, из них может появиться новая проза, или это просто способ существования для прозаика?

- А я считаю, что это и есть новая проза. Может это мое личное мнение, но это так резко произошло, смена приоритетов. Книги, литература никому не нужны и не интересны – по крайней мере, в моем окружении. Больший отклик я получаю, когда произношу свои слова не со страниц книги, а с экрана телевизора. 

- Твоей сильной стороной была сатира. Кажется, у тебя был такой персонаж: считает себя представителем интеллигенции, интеллектуалом, при этом не являясь таковым, но к нему прислушиваются, он обладает определенной властью в блогосфере, влияет на взгляды и вкусы других. Не очень понятно, как это получается. Что о нем скажешь сейчас? 

- Может сатира стала более грустной. Когда я писала в 23 года, моя лирическая героиня могла, потрясая красными кружевными трусами, верить, что она «еще ему покажет», этому псевдоинтеллигенту. Теперь уже она понимает, что никому ничего не докажет, да и на эти ее трусы уже никто смотреть не захочет. Так что лучше ей сатиру разводить с подружкой, а молодого человека благодарить, и утром жарить ему яичницу.

- Тогда можно писать сатиру на себя?

- Любой образ, и в сериале, - это сатира на себя, на какие-то свои черты. Относиться к себе без иронии – это вызывающая такая пошлость.  

Комментарии
Прямой эфир