Как «сирийский узел» душит российско-американские отношения

Несмотря на все дипломатические усилия Запада, Россия вот уже несколько месяцев почти в одиночку пытается спасти режим президента Сирии Башара Асада.
Москва не желает повторения ливийского сценария в Сирии, не хочет, чтобы покровитель режима Асада, Иран, потерял важного союзника, и видит угрозу создания суннитского, консервативного салафитского фронта на Ближнем Востоке во главе с Саудовской Аравией. (Кстати, в этом ее анализ совпадает с израильскими оценками.)
В Сирии находится российская база по обслуживанию судов ВМФ России, которая дает возможность кораблям за несколько дней достигать Красного моря через Суэцкий канал и через Гибралтарский пролив — Атлантики.
Наконец, Москва не хочет потерять доходы от продажи оружия Сирии, которые сейчас составляют 7% российского военного экспорта. Сирия до сих пор является крупнейшим покупателем российского оружия на Ближнем Востоке. В числе последних ее приобретений — крылатые противокорабельные ракеты «Яхонт», способные топить крупные суда американского флота. Между Россией и Сирией подписаны также контракты на поставку восьми комплексов ПВО, тренировочных «Яков» и 24 многофункциональных истребителей МиГ-29М.
Однако кроме Ирана, России и Китая ни одна страна не поддерживает нынешний сирийский режим. Причем Пекин в нынешней ситуации проголосовал скорее «за компанию» и вряд ли стал бы голосовать «против», если бы Россия воздержалась. Закупая много нефти у Саудовской Аравии и в эмиратах Персидского залива, то есть у врагов Асада, он не хочет с ними ссориться.
При этом, демонстрируя дружбу с Асадом, Россия вызывает недовольство «Братьев-мусульман» и салафитов, которые борются против его режима. А ведь радикальные сунниты имеют влияние на Северном Кавказе и в радикализирующихся мусульманских общинах в самой России.
И, пожалуй, самое главное — под угрозой оказывается затеянная Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой «перезагрузка». Только на прошлой неделе 17 сенаторов из обеих партий потребовали на прошлой неделе от министра обороны США Леона Панетты отказаться от закупок Штатами вертолетов Ми-17 для афганской армии. В Сенате также раздаются голоса против отмены поправки Джексона–Вэника в связи с продолжающимся насилием в Сирии, хотя после присоединения России к ВТО отмена этой поправки — в интересах американского бизнеса.
Ядерные державы, конечно, не всегда будут соглашаться по всем вопросам. Но споры должны оставаться в дипломатических тонах, и обе стороны должны внимательно прислушиваться к интересам партнеров. Жертвовать с большим трудом наработанными связями из-за сирийской трагедии, на мой взгляд, не в интересах Москвы и Вашингтона, потому что на их плечах лежит ответственность обеспечения международной безопасности.
Грядут годы повышенной нестабильности в ближневосточном регионе как результат «исламской зимы» и вывода американских войск из Афганистана и Ирака. Это не в интересах Москвы и Вашингтона. Поэтому все-таки не стоит забывать, что плохой мир лучше доброй ссоры.
Автор — ведущий эксперт Фонда «Наследие», Вашингтон.