Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Мир
Песков заявил об интересе иностранцев к повестке дня Путина
Общество
Пожар на Ильском НПЗ в Краснодарском крае полностью потушили
Общество
В Москве объявлен оранжевый уровень опасности из-за сильного снега и метели
Здоровье
Эксперт предупредил об опасности кофе на морозе
Мир
Украинский чиновник объяснил происхождение $653 тыс. наследством бабушки
Общество
Минздрав рассказал о состоянии пострадавшего при нападении школьника в Прикамье
Общество
В Госдуме предупредили о штрафах за вывески на иностранном языке
Мир
Ячейку террористов выявили в исправительной колонии в Забайкальском крае
Мир
Politico узнала о планах США сократить миссии НАТО в других странах
Общество
Россиянам рассказали о рисках использования увлажнителей воздуха
Общество
В Пермском крае возбудили дело после нападения школьника на сверстника с ножом
Общество
Врач назвала блины опасными для некоторых категорий россиян
Общество
В Челябинске за грабеж и похищение предпринимателей осудили четверых членов ОПГ
Мир
Финалистку конкурса «Мисс Земля Филиппины» 2013 года убили на глазах у ее детей
Мир
Суд в Южной Корее приговорил экс-президента Юн Сок Ёля к пожизненному сроку
Мир
Обвиняемого в афере на 3,2 млрд рублей россиянина депортировали из Таиланда

Гастарбайтеры оформляются частным образом

Трудовые мигранты предпочитают платить за легальный статус по упрощенной схеме
0
Гастарбайтеры оформляются частным образом
фото: Екатерина Штукина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Число иностранцев, получивших патенты на трудовую деятельность в Москве, увеличилось в 6 раз за минувший год, сообщил представитель столичного ФМС Сергей Аксенов. Выросший спрос на патенты он объяснил тем, что услуга стала лучше рекламироваться. Однако, по словам экспертов, многие гастарбайтеры получают патенты, чтобы не связываться с длительным и сложным оформлением разрешений на работу по квотам. Опасения у специалистов вызывает и то, что «патентованные» иностранцы не обязаны предоставлять ни медицинскую справку, ни сведения о будущем работодателе.

По данным Аксенова, в 2011 году патенты для работы в столице получили почти 115,1 тыс. мигрантов, тогда как в 2010 году этот показатель составил около 19,2 тыс. человек. Чаще всего патенты получали граждане Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Ведущий научный сотрудник института демографии ВШЭ Никита Мкртчян счел такое распределение логичным: «Эти страны — основные доноры России».

Сейчас у иностранцев есть три способа легализации в стране: попасть в квоту, если будущий работодатель — юридическое лицо, получить разрешение на работу как высококвалифицированный специалист или оформить патент. Приобретение патента стоимостью 1 тыс. рублей дает мигранту право один месяц работать на физическое лицо по одной из 37 специальностей — например, садовником, няней, строителем на частных объектах, водителем. Патент можно продлить максимум до года, далее мигранту следует получать новый документ.

По мнению экспертов, статистика по патентам выросла за счет того, что их вопреки закону получают не только мигранты, работающие у частников, но и гастарбайтеры с предприятий — со строительных фирм, из магазинов и ресторанов. «Патенты — «фишка» ФМС, которой они гордятся и требуют от регионов хорошей отчетности по ее внедрению, — пояснила член правительственной комиссии по миграционной политике Лидия Графова. — Вот патенты и предлагают всем мигрантам, нуждающимся в легализации, но не попавшим в квоту».

По ее словам, нередко «псевдочастники» набирают сотни «нянь» или «подсобных рабочих». При этом гастарбайтеры при получении патента не обязаны предоставлять медицинскую справку. «Предполагается, что работодатель, наняв ребенку няню, будет сам заниматься ее здоровьем», — сказала Графова.

Председатель движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов, в свою очередь, сообщил, что получение патента вовсе не означает, что иностранец будет действительно трудиться: при подаче документов в первый раз не требуется указывать будущего работодателя или предъявлять трудовой договор. «Более того, даже при продлении или получении нового патента эти сведения не проверяются достаточно тщательно. Государство заинтересовано только в деньгах мигрантов, а не в их эффективности», — сказал он.

Руководитель центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева отметила, что система квотирования практически не дает гастарбайтерам возможности легализоваться. Количество официальных мест для мигрантов снижается с каждым годом. Так, в 2012 году столичные предприятия получили квоту на привлечение 136 тыс. гастарбайтеров, что на 14 тыс. меньше, чем в прошлом году. Патенты стали для иностранцев почти единственным и не самым дорогим способом приобрести легальный статус. «Получить разрешение на работу в Москве по квотам сегодня практически нереально, помочь могут только посредники, которые за свои услуги потребуют 20-25 тыс. рублей», — сказала Джураева.

В 2011 году в бюджет Москвы от патентов поступило 532 млн рублей. Для сравнения: штрафы за все нарушения в сфере миграционной политики, в том числе и за наем нелегальных гастарбайтеров, в прошлом году составили 367,5 млн рублей. Однако Никита Мкртчян из ВШЭ отметил, что говорить об экономической эффективности патентов еще рано. «Патентная система должна была стать аналогом упрощенной системы налогообложения, — пояснил эксперт. — Однако сейчас, вне зависимости от дохода мигрантов, они платят тысячу рублей в месяц».

По мнению Мкртчяна, патентную систему следует сделать максимально гибкой, чтобы в итоге каждый легальный мигрант платил 13% в казну. Кроме того, сказал эксперт, государству следует усилить контроль над мигрантами и сделать нелегальное пребывание на территории страны невыгодным.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир